"МОРСКОЙ БОЙ" ИЗ-ЗА БАКСОВ

Из этой искры могло бы возгореться пламя серьезного международного конфликта, но, к счастью, все окончилось благополучно, можно сказать, по-соседски. Потому что недоразумение произошло именно между соседями - Соединенными Штатами и Канадой. Участвовала, правда, в нем и третья великая морская, точнее, островная держава - Сент-Винсент и Гренадины, но лишь номинально: судно "Джи-ти-эс Кэти", из-за которого загорелся сыр-бор, ходило под ее флагом. На самом же деле оно принадлежало американской компании, которую для краткости назовем "Марин навигейшн", а команда ее состояла, видимо, по соображениям экономии, из украинских граждан - бывшим советским всегда платят меньше, чем своим.

И вот другая "навигейшн", канадская, с приставкой "Андромеда", зафрахтовала тезку для перевозки из средиземноморского порта в Монреаль канадской военной техники, которая находилась там для участия в операции НАТО против Югославии, и больше не требовалась. Приоткрывая канадские военные секреты, отметим, что собственных больших транспортных судов у ее флота нет, а грузовые самолеты "Геркулес С-130" поднимают не более 20 тонн. Доставить же нужно было 5 танков, 200 из имеющихся у Канады двух тысяч бронетранспортеров, 390 ящиков с автоматами, боеприпасами, а также сопровождавших этот груз трех канадских военнослужащих.
Пока судно шло заданным курсом, между двумя "навигейшн" назрел финансовый конфликт: канадцы почему-то перестали перечислять оговоренные 6 тысяч долларов в день и задолжали 294 тысячи. Потом "Марин навигейшн", у которой финансовое положение, похоже, не ахти какое и поэтому она рада была получить хоть что-то, согласилась сократить долг до 190 тысяч. Но "Андромеда навигейшн" и это почему-то не пожелала сделать, хотя от своего правительства должна была получить 850 тысяч долларов.
Тогда первая приказала капитану "Кэти" россиянину Виталию Хлебникову не заходить в Монреаль, пока долг не будет погашен. И судно три недели бессмысленно кружило по океанским просторам.
Как ни странно, канадское военное ведомство индифферентно наблюдало за этими играми, хотя груз должен был прибыть еще 18 июля, и ясно, что военная техника, как ее ни упаковывай, от соленой воды лучше не становится. Наконец оно все-таки зашевелилось и, проконсультировавшись как с Вашингтоном, так и с Сент-Винсентом и Гренадинами, предъявило ультиматум: или "Кэти" следует в Монреаль, или будут приняты решительные меры. При этом американской компании почему-то было предложено удовлетвориться 90 тысячами долларов. Меры в конце концов были приняты: на палубу "Кэти" с вертолета высадились 14 канадских спецназовцев.
Конечно, похвально, что Вашингтон не стал ввязываться в военный конфликт из-за какого-то коммерческого конфликта, тем более что оскорблен десантом был не американский флаг. Сент-Винсент и Гренадины тоже можно понять: им трудно тягаться с ВМС Канады. Но вообще-то говоря, во всей этой истории много странного. Как пишет торонтская газета "Глоуб энд мейл", ряд вопросов остаются без ответа. Куда девалась разница между тем, что было обещано американцам, и предложенными 90 тысячами? Почему в контракте не была предусмотрена неустойка за опоздание?
Одним словом, все это сильно смахивает на то, что великий комбинатор советской эпохи называл "сравнительно честным способом отъема денег". В чьем кармане они оказались - вопрос.