Главная Жизнь 01:01 10 Августа 2001 1687
ОТЧЕГО ПАДАЮТ САМОЛЕТЫ?
В редакции газеты состоялась "Прямая линия", посвященная проблемам безопасности полетов. На звонки наших читателей отвечал заместитель председателя Межгосударственного авиационного комитета, доктор технических наук, один из опытнейших специалистов по расс
Журин Анатолий

- Здравствуйте, Рудольф Амбарцумович, вам звонит Шевченко Андрей из Владивостока. Такой вопрос: в чем главная причина ненадежности полетов - самолеты старые или пилоты виноваты?
- Знаете, Андрей, и у нас, и во всем мире примерно 75 процентов происшествий происходят по причине так называемого человеческого фактора. Когда в полете вдруг возникают стрессовые ситуации, которые приводят к ошибкам оператора. Чаще всего это связано с работоспособностью человека. Если меры по совершенствованию техники можно принимать довольно оперативно и успешно, то совершенствование человека, его профессиональных навыков, укрепление психики - это наиболее трудная сегодня проблема. В идеале пилот в любой ситуации должен принимать единственно правильное решение, то есть работать, как автомат. Это в идеале, но ведь пилот - человек.
- Рудольф Амбарцумович, нам, землякам членов экипажа Ту-154, упавшего под Иркутском, трудно поверить в их вину.
- А с чего вы взяли, что уже определена вина пилотов? Правительственная комиссия таких выводов еще не делала. А по телефону я пока могу сказать одно: произошло трагическое наслоение ошибок, которые привели в итоге к гибели людей. Но в любом случае это не вина экипажа, а его беда.
- Здравствуйте! На проводе Валентин Артамонов из Краснодара. Не кажется ли вам, что у нас пилоты больше думают не о безопасности, а как сэкономить керосин, взять больше груза, быстрее долететь? Я уже не говорю о низкой зарплате, очередях на квартиру...
- Увы, у нас действительно бытовые проблемы слишком влияют на "человеческий фактор". Хотя пилот должен думать только о безопасности полета, а не о бытовых проблемах или экономической эффективности рейса. О последнем пусть заботятся менеджеры, хозяева авиапредприятий. Как в США, где пилот получает на уровне президента страны, и ему не надо раздумывать, бежать к стоматологу или вызвать личного врача на дом.
Поэтому я скажу так: чем больше получает пилот - тем безопаснее полет.
- Вам звонит Армен Агузумцян, студент из Еревана. Ваш комитет занимается расследованием авиакатастроф на территории бывшего СССР. Вы можете сравнить уровень безопасности полетов в разных странах? Какие самолеты безопаснее - наши или западные?
- Барев (арм. приветствие. - А.Ж.), Армен-джан! Сравнение государств по безопасности ни МАК, ни международная организация гражданской авиации ИКАО из этических соображений не проводят. Но есть статистические данные, отражающие состояние всего парка летательной техники в мире. Уверяю вас, по этим показателям наши машины не уступают конкурентам. Мы проводили анализ полетов нашей и зарубежной техники за длительный период. Скажем, самолет Ту-154 имеет зарубежный аналог - Боинг-737, который тоже довольно давно летает. Так вот: коэффициенты их надежности практически идентичны. У Ту-154 - 0,8 катастроф на миллион вылетов, а у Боинга-737 - 0,7. У английского БАС-111 - тоже 0,8 на миллион.
- Вас беспокоит Юлия Сахаренко из Омска. В нашем городе есть две авиакомпании. Хотелось бы знать, как вы оцениваете безопасность полетов на их самолетах? И можно ли вообще из Москвы контролировать провинциальные компании?
- Ваш вопрос интересный, но не ко мне. На него могут ответить в Государственной службе гражданской авиации Минтранса РФ. Там регулируют деятельность российских авиакомпаний, и, более того, любая из них может производить перевозки, только получив соответствующее разрешение ГСГА.
- А правда, что скоро на Западе запретят полеты наших самолетов? Говорят, по техническим параметрам не подходят...
- Действительно, Западная Европа с апреля 2002 года намерена приостановить полеты "слишком шумных" лайнеров. Кстати, это не только нас касается - под ограничение подпадают, к примеру, американские ДС-8 или Боинг-707. Речь о машинах поколений 60 - 70-х годов, которые составляют в мире более двух третей всего авиапарка. Эта проблема сейчас и решается как раз на уровне международной организации гражданской авиации. Но дело не в возрасте лайнеров, а в том, что шумы надо поглощать. Западные чиновники вполне правомерно ставят вопрос о борьбе против загрязнения окружающей среды, негативного воздействия шумов.
- К вам обращается Павленко Олег Григорьевич, директор московского предприятия. Мы выпускаем портативные ультразвуковые установки для очистки авиационных фильтров, в том числе топливных. К нашей продукции сейчас ужесточают технические требования - говорят, это связано с безопасностью полетов?
- Да, связано - и самым непосредственным образом. Вот в прошлом году был случай, когда при заходе на посадку в аэропорту Новосибирска на Ту-154 из-за засорения фильтров один за другим отказали все три двигателя. Но, слава Богу, инцидент благодаря мужеству, самоотверженности экипажа не перерос в катастрофу.
А вообще советую вам обратиться с этим же вопросом в Государственную службу гражданской авиации - там все более подробно объяснят.
- Спасибо. Всех вам благ!
- Добрый день, это "Прямая линия" "Труда"? Беспокоит Шабанов Валерий. А все-таки, по вашему компетентному мнению, какой самолет - самый безопасный?
- Знаете, Валерий, безопасность - слишком сложное понятие, к нему неприменимы однозначные оценки. Как я уже говорил, она зависит от опыта, профессиональной выучки экипажа, психического состояния пилотов, надежности лайнера, работы наземных служб, наконец, погодных условий...
Но один конкретный пример приведу. На сегодня мировой рекордсмен по безопасности полетов - аэробус Ил-86, который за 21 год не погубил ни одной человеческой жизни. Правда, когда я об этом вспоминаю, генеральный конструктор ильюшинской фирмы Генрих Васильевич Новожилов мне говорит: "Типун тебе на язык!".
- Вам звонит инженер из Челябинска Борис Михайловский. Мне доводилось работать под Иркутском, где то и дело бьются самолеты. Знаете ли вы, что там испытывают зенитные орудия? Делается это так: вертикально вверх направляют ствол, заливают водой и выстреливают. Может, это причина аварий? Кроме того, в Иркутской области столько локаторов, радиотехнических установок...
- Последняя комиссия по расследованию катастрофы, в которой и я работал, не установила влияния внешних воздействий. Теперь по поводу локаторов. Кроме показаний бортовых самописцев, мы изучали так называемые "проводки" двух радиолокаторов, управляющих воздушным движением в иркутской зоне. Это позволило быстро и точно восстановить и реконструировать последнюю стадию полета. Уверяю вас - никакие другие локаторы на ситуацию не влияли. Ну а насчет частоты катастроф под Иркутском... Это мощный перевалочный пункт, через него проходят авиатрассы на Дальний Восток, в Китай, Саудовскую Аравию, Кувейт, Арабские Эмираты. А чем больше рейсов, тем больше и вероятность происшествий.
- Здравствуйте, Рудольф Амбарцумович, вам звонит авиационный специалист Игорь Иванов из Москвы. Есть соображения по катастрофе Ту-154. Экипажи гражданских самолетов, даже с большим налетом, попадая в нестандартные условия пограничных режимов, нередко проявляют полную беспомощность. Этому есть объяснение: их никто никогда не учит ни распознавать эти режимы, ни действовать в подобных экстремальных ситуациях. Вот почему - и вы это знаете лучше меня - зафиксировано немало случаев, когда опытные экипажи не замечают падения скорости, не воспринимают даже и следующую за этим падением естественную вибрацию машины, приводящую к срыву самолета. Почему МАК этой проблемой не озаботился?
- Мы как раз сейчас ставим вопрос о введении в практику не только тренажерной, но и так называемой аэродромной тренировки - на реальном самолете, только без пассажиров. Она поможет экипажам спасать самолет в "пограничных ситуациях". Мы подготовили соответствующие рекомендации. Конечно, эти тренировки повлекут затраты - на керосин, на оплату обслуживающего аэродромного, диспетчерского персонала ...
- Но на весах: керосин - и сотни жизней....
- Да, это вещи несоразмерные. И мы будем пробивать в соответствующих инстанциях идею наращивания финансирования подобных тренировок. Уже предложили свои услуги школа летчиков-испытателей, которая готова у себя эти тренировки организовать, а также ГосНИИ гражданской авиации, чьи пилоты подобные тренировки постоянно совершают в исследовательских целях. Главное - найти средства для этих жизненно необходимых мероприятий.
- Спасибо. Остается пожелать, чтобы это поняли те, кто сегодня решает судьбу отечественной гражданской авиации, а значит, и каждого ее пассажира.
- Будем на это надеяться.

Жизнь 00:10 / 07 Марта 2024 5279
Псы тоже летают

В тестовом режиме запущена новая услуга - перевозка питомцев на соседнем пассажирском кресле

Евгений Смирнов
Труд

А помните, как «Аэрофлот» обвиняли в бездушном отношении к путешествующим животным? Критика имела последствия. Как сообщила пресс-служба компании, по итогам прошедшего года на треть увеличилось количество...

Жизнь 00:17 / 07 Марта 2024 4766
Жертвы, музы и творцы

Полемические заметки в канун дня 8 Марта

Елена Широян, искусствовед
Труд
Знаменитая фраза из фильма «Бриллиантовая рука» вполне годится, чтобы порассуждать о роли женщины в обществе. И не только советском

На пороге праздника, давно ставшего днем любви, красоты и прочих приятных вещей, вертится в голове фраза: «Детям — мороженое, бабе — цветы. Смотри не перепутай!» Думаю, вы узнали это...

Жизнь 00:18 / 07 Марта 2024 4706
Защити себя сам?

Наша милиция (то есть полиция) нас бережет?

Валерий Володченко, журналист
Труд
Чем же так заняты наши правоохранители, у которых на охрану и защиту прав граждан не остается времени? Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Та ночь врезалась в память надолго. Сначала соседка снизу, баба Лена, барабанила по батарее, потом запричитала по телефону. И я привычно приступил к ритуальному действу — стал звонить в дежурную...

Поговорим начистоту на больную тему

Александр Киденис
Труд
Фото: Андрей Пронин/Zumapress.com, globallookpress.com

Почти три десятка лет после казни серийного убийцы Сергея Головкина прожила Россия без смертных приговоров. Теперь Государственная дума выступает за отмену моратория на расстрелы. Причиной стала «кровавая пятница», устроенная...

«К участию в специальной военной операции призывники привлекаться не будут», - заверил министр обороны РФ Сергей Шойгу

Труд
Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

Михаил Мишустин, премьер РФ — Продолжительность жизни в России достигла почти 73,5 года. Такие показатели ни разу не фиксировались в истории СССР и современной России. Вячеслав Володин, спикер Госдумы...

Жизнь 00:10 / 29 Марта 2024 3959
Далеко от Москвы

Есть ли жизнь за МКАД? «Труд» ответственно заявляет: есть! Да еще какая!

Юрий Совцов, ведущий рубрики
Труд
Фото: Светлана Возмилова, globallookpress.com

В Алтайском крае обнаружены 24 поддельные пятитысячные купюры. Но и тут нашелся повод для оптимизма: оказывается, это на 54 фальшивки меньше, чем годом ранее. Впрочем, недалеко от фальшивомонетчиков ушла официальная...

Жизнь 00:01 / 12 Апреля 2024 3826
...А потоп по расписанию

В чем разница между Орском и Амстердамом?

Александр Киденис
Труд
В Орске уже затопило почти семь тысяч домов. Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

Еще в феврале научный руководитель Гидрометцентра Роман Вильфанд заявлял: более чем в 30 регионах России ожидаются проблемы в связи с половодьем: «Практически все субъекты Центрального федерального округа сейчас...

Жизнь 00:03 / 05 Апреля 2024 3822
Календарь: 5 апреля

В этот день в 1242 году войска Александра Невского победили в Ледовом побоище

Труд
Памятник русским воинам и князю Александру Невскому в честь победы на льду Чудского озера в 1242 г. (скульптор И. Козловский, архитектор П. Бутенко). Фото: globallookpress.com

1242 Ледовое побоище (битва на Чудском озере). Новгородцы и владимирцы под предводительством Александра Невского разгромили рыцарей Ливонского ордена. 1722 Экспедиция адмирала Якоба Роггевена в первый день христианской Пасхи...

Мы почему-то перестаем шутить 1 апреля

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Фото: © Jason Robinson, globallookpress.com

Я тут вдруг обнаружила, что опять пропустила день, когда «вся спина белая». Не те времена: первоапрельские шутки явно уходят из обихода. Что подтверждает и опубликованный на этой неделе опрос SuperJob....

Жизнь 00:00 / 22 Марта 2024 3618
Пряники горчат

Организаторы голосования на избирательном участке автора настойчиво пытались сбить его с пути истинного

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Елена Майорова, globallookpress.com

Накануне выборов президента России некий неизвестный с аббревиатурой DIT_MOS донимал меня эсэмэсками, настойчиво информируя, что «москвичи могут стать участниками акции #ВыбираемВместе2024, отдав свой голос на elec.mos.ru»....

Ученого Александра Цветкова обвинили в серии убийств 20-летней давности на основании фоторобота, составленного нейросетью

Михаил Морозов, обозреватель «Труда»
Труд
Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Мы уже писали об этой чудовищной истории («Как защитить гражданина от правоохранителей», «Труд» № 017 от 15.03.2024), напомним главное из нее. В феврале 2023 года ученого-гидролога Александра...

Жизнь 00:05 / 29 Марта 2024 3496
Новые Робинзоны

Россиян потянуло к корням: в деревню, в глушь, не обязательно в Саратов

Ирина Хмара
Труд
Фото: © Konstantin Kokoshkin, globallookpress.com

Наши сограждане стали возвращаться в деревню. Такую необычную тенденцию в течение последних нескольких лет фиксируют социологи: городские жители оставляют налаженную жизнь в мегаполисах и, купив заброшенный дом в отдаленном...

Жизнь 00:10 / 15 Марта 2024 3461
Спокойно, это наезд!

Пришла весна, а вместе с ней – сезон электросамокатов. А значит, жди беды

Ирина Смирнова
Труд
Это средство передвижения уже стало поистине стихийным бедствием. Фото: Максим Константинов, globallookpress.com

Минувшей осенью, после очередного катастрофического летнего сезона, когда на улицах Петербурга собирали сотни покалеченных и добрый десяток убитых граждан, ставших жертвами нашествия на город средств индивидуальной мобильности,...

В ретейле вводятся квоты для российских товаров

Максим Башкеев
Труд
Фото: © Elena Mayorova, globallookpress.com

В наших магазинах прибавится российских товаров. И не только потому, что вырастет их производство, снизятся цены или улучшится качество. В Госдуме сочли этот путь слишком хлопотным и подготовили законопроект, согласно...

Жизнь 00:08 / 29 Марта 2024 3322
Про подонков и людей

Известный телеведущий обозвал жителей Белгорода подонками и паникерами. Их реакция вполне предсказуема

Василий Щуров, заместитель главного редактора
Труд
Такие вот коробки давно уже стали неотъемлемой частью городского пейзажа Белгорода. Фото: Сергей Петров/news.ru, globallookpress.com

В среду, 27 марта, 2,8 тысячи белгородских детей из прилегающих к границе с Украиной районов на автобусах и поездах уехали в загородные лагеря в соседних регионах. Пока на три недели, а если...

Этот вопрос со всей своей остротой встал после страшной трагедии в «Крокус Сити Холле»

Евгений Акатов
Труд
Фото: Замир Усманов, globallookpress.com

После страшной трагедии в «Крокус Сити Холле» и ареста предполагаемых террористов, среди которых оказались пятеро граждан Таджикистана, с новой силой вспыхнул вопрос о мигрантах. Наши сограждане называют Россию...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?