03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕБЫВАЛЫЙ ДОНСКОЙ КАРАВАЙ

Карамышева Людмила
Опубликовано 01:01 10 Августа 2001г.
С рекордным итогом завершается жатва на Дону: с полей собрано около 6 000 000 тонн зерна - почти вдвое больше прошлогоднего. Средняя урожайность составила 27,5 центнера с гектара. В передовых хозяйствах, как, например, в сельхозартели имени Дзержинского Азовского района, каждый гектар дал около 60 центнеров.

Пожалуй, лишь недоброжелатели и завистники попытаются объяснить успех хозяев донской нивы благоприятными погодными условиями. Крестьяне же не зря любят говорить: "На небо уповай, а сам не плошай".
Те, от кого зависели стратегия и тактика полевых работ, на милости природы не очень-то рассчитывали. Министр сельского хозяйства Ростовской области Вячеслав Василенко в беседе с корреспондентом "Труда" заявил, что успех нынешнего года заложен еще минувшей осенью, когда решено было на треть расширить озимый клин - именно озимая пшеница на Дону всегда отличалась весомой прибавкой урожая. Причем увеличили его за счет отдохнувшей, "паровой" земли. Другой существенный момент - это несколько иные кредитно-финансовые отношения на селе, сложившиеся в последние годы. Если прежде деньги, так необходимые на закупку семян, горючего и запчастей, приходили иногда чуть ли не в канун жатвы, в 2001-м крестьяне получили их уже в январе. Причем общий объем кредитных ресурсов, включая областные и федеральные, вырос втрое. Вместо прошлогодних 500 миллионов рублей под урожай нынешнего года земледельцы получили 1,5 миллиарда. Губернатор области Владимир Чуб взял этот вопрос под личный контроль, переводя кредитно-финансовые отношения в плоскость вполне цивилизованных.
В итоге коммерческие банки, привычно предлагавшие сельхозпредприятиям кредиты под грабительский процент, лишились многих своих клиентов. А крестьяне, получив поддержку от областных структур, смогли направить деньги на обеспечение бесперебойных работ во время сева и жатвы.
Не секрет, что комбайновый парк на Дону, как, кстати, и в других регионах России, значительно изношен. В некоторых районах области уборочная техника из-за дороговизны не приобреталась по 15-18 лет. Как следствие, неизбежные потери зерна во время уборки из-за частых поломок.
В Ростовской области выход был найден в современной лизинговой политике. Некоторые из схем, завязанных в цепочку "машиностроительный завод - администрация области - сельхозпроизводители", губернатор В. Чуб и его управленческая команда вполне могли бы зарегистрировать как собственное ноу-хау. В частности, один из видов лизинга на "Ростсельмаше" острословы зовут не иначе, как губернаторское "фифти-фифти". Это когда половину стоимости комбайна оплачивают крестьяне, а вторую часть - администрация области, предоставляющая земледельцам рассрочку до следующего урожая и возможность расплачиваться либо деньгами, либо зерном. Система "пятьдесят на пятьдесят" прошла успешную апробацию в нынешнем году: комбайновый парк области за счет лизинга пополнился на 240 машин.
На недавнем совещании, состоявшемся 7 августа и посвященном итогам работы за первое полугодие, министр сельского хозяйства области В. Василенко объявил о том, что сельскохозяйственные предприятия различных форм собственности подали заявки о готовности приобрести в 2002 году 860 комбайнов и 240 тракторов. У руководителей области с Волгоградским тракторным заводом уже есть соответствующие договоренности. В приобретении техники будут использоваться самые разные формы лизинга - приобретение техники в "непиковый" период по льготным ценам, скидки, полагающиеся оптовым покупателям и т.д.
Получению шестимиллионного донского каравая, безусловно, способствовали и выделенные из областного бюджета 50 миллионов рублей на приобретение семян, 25 миллионов - на средства защиты растений, своевременное финансирование закупок горючего.
И все же, придерживаясь точки зрения оппонентов, можно ли назвать успех донских земледельцев в нынешнем году случайным? Обратимся к фактам.
В 2001-м хлеборобы и в самом деле не вправе жаловаться на погодные условия: прошедшая зима была мягкой, минувшие осень и весна - с дождями, а летом, словно по заказу, тучи рассеялись. Зато предыдущие годы никак нельзя назвать благоприятными. Суровые бесснежные зимы последних лет нещадно вымораживали посевы, засушливые осенние и весенние месяцы тормозили развитие растений. Тем не менее общий валовой сбор зерна год от года неуклонно рос. Так, в 1998 году было собрано 2,7 миллиона тонн, в 1999-м - 3 миллиона, а в прошлом - 3,8 миллиона тонн. Цифры - вещь упрямая, они беспристрастно говорят о том, что и в самые трудные годы донское село не сдавало позиции, выходило из кризиса.
Уборка хлеба - итог, здесь, как на сборочном конвейере завода, обязательно напоследок что-нибудь "вылезет". Но обычных претензий по поводу нехватки запчастей и горючего, объехав перед нынешней жатвой больше половины районов области, ростовский губернатор так и не услышал. Механизаторы просили лишь об одном: больше поставлять новой техники. Причем их симпатии все больше склоняются в сторону "Донов". На полях Азовского, Целинского, Сальского и других районов комбайны "Дон-1500" (причем даже не новые, а выпуска конца 80-х годов) намолачивали в сутки более чем по 100 тонн зерна. Вероятно, именно поэтому число желающих приобрести продукцию "Ростсельмаша" в нынешнем году выросло в четыре раза.
В Ростове-на-Дону считают, что задача администрации области в сфере сельскохозяйственной политики - помочь всем. Лучшим - стать еще более успешными, другим - подтянуться до уровня стабильности и уверенности в завтрашнем дне. Здесь не без основания полагают, что в последние годы удалось верно определить и сформулировать идеологию поддержки сельхозтоваропроизоводителей, выверить наиболее эффективные рычаги управления и взаимопомощи. В частности, практикуется интеграция экономически слабых хозяйств с промышленными предприятиями. С немалым эффектом в этом направлении работают ООО "Агросоюз", "Юг Руси", "Донагрохимсервис" и другие крупные предприятия и холдинги, которые берут "на буксир" менее успешные сельскохозяйственные производства. Термин "административный ресурс" в Ростовской области расшифровали по-своему. Он означает прежде всего новые партнерские отношения между управленческими структурами и теми, от кого непосредственно зависит вес донского каравая.
В конце августа лучшие механизаторы области соберутся в Ростове-на-Дону. Отличившиеся на жатве будут отмечены. Призовой фонд, профинансированный из областного бюджета, весьма внушителен: три автомобиля "Жигули", несколько мотоциклов, весомые денежные премии. По примеру областной администрации, чествования лучших будут организованы во всех сельских районах области. Моральные и материальные стимулы - это тоже необходимые слагаемые успеха.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников