ДОБРЫЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ ПЕТЕРБУРГА

Еще пять лет назад имя известного петербургского ученого и врача-хирурга, действительного члена Академии медицинских наук России, профессора Федора Углова было занесено в Книгу рекордов Гиннесса. Он - самый "возрастной" оперирующий хирург планеты. Вот и недавно Федор Григорьевич выполнил сложнейшую операцию по удалению разросшейся опухоли, затрагивавшей легкие и другие органы больного. "Сейчас пациент чувствует себя вполне удовлетворительно, - говорит Углов. - Обычная работа".

В Петербурге, с кем бы я ни заговаривал об Углове, все отзывались о нем как о человеке необычайной доброты. Не в этом ли секрет его долголетия?
Впрочем, сам Федор Григорьевич считает, что долголетие - удел людей трудолюбивых, всегда чем-то занятых и увлеченных. "Наша семья была трудолюбивой, - говорит он. - Сколько себя помню, и отец, и все мы всегда работали". Хирург-виртуоз, выполнивший не одну тысячу сложнейших операций, ученый-исследователь, педагог, писатель - все это удивительным образом соединено в одном человеке.
В свой последний визит к академику Углову я поднимался на четвертый этаж клиники, где находится его кабинет, на лифте. Потом немало удивился, узнав, что 98-летний академик лифтом не пользуется. Еще больше изумился, прослышав, что каждое утро он обливается холодной водой и, если позволяет погода, отправляется на работу пешком.
Глядя на него - худощавого, стройного - трудно поверить, что этому человеку без малого сотня лет!
- Может быть, вы как-то по-особому питаетесь?
- Да, питаюсь я не как попало. Правильный сон, своевременный прием пищи - необходимые условия высокой работоспособности. Тяги к деликатесам у меня нет. Пища должна быть простой, здоровой, витаминной... В детстве наша семья питалась скромно. Пшеничный хлеб был лакомством, ржаной ели редко. В основном - ячменный хлеб и картошка. Мясо было изысканным блюдом. А мы, ребята, еще ловили рыбу.
Известно, что академик Углов - яростный, бескомпромиссный борец за здоровый образ жизни, и прежде всего за трезвость.
- А вы-то сами алкоголь употребляете? - спрашиваю Федора Григорьевича.
- Ни в коем случае, в нашем доме никогда не бывает ничего спиртного.
- Но ведь приходят к вам гости, собираются компании...
- Конечно. И нам никогда не бывает скучно. Всегда есть о чем поговорить, поспорить. В нашей семье все любят петь. Нам и без спиртного неплохо!
- А вам знаком вкус водки?
- Увы, знаком с юношеских лет. На всю жизнь запомнил. Память-то у меня хорошая. Мне предстояла интересная поездка, было это в студенческие годы. Накануне отъезда съели с приятелем по две порции мороженого. К вечеру разболелось горло, поднялась температура. Заходит приятель, а я лежу в постели. Жалуюсь ему на судьбу: "Разболеваюсь - поездка срывается". - "Почему срывается? - говорит он. - Сейчас применим испытанное средство народной медицины - и к утру будешь как огурчик". Заставил меня проглотить таблетку аспирина и запить ее большой рюмкой водки. Мерзость! Чуть не вырвало. Но сдержался, а к утру стало мне еще хуже. Вот так состоялось мое знакомство с водкой. Первое и, можно считать, последнее. Что касается курева, то я никогда не курил. Зато много раз своими глазами видел человеческие легкие, изуродованные никотином, не раз мне приходилось спасать молодых людей от тяжелейших последствий курения.
- Федор Григорьевич, ваше яростное противление употреблению спиртного - семейная традиция?
- Я бы так не сказал. Правда, мама моя была, что называется, стопроцентной трезвенницей. А вот отец иногда позволял себе принять рюмку-другую. Случалось, что он, придя на обед или с работы, просил у мамы налить ему стопочку: "Сегодня была такая тяжелая работа"... В праздники же отец позволял себе выпить и побольше. Я как-то сказал маме: "Зачем папа пьет? Ведь это же нехорошо, он губит свое здоровье". А мне в ответ: "Никогда не смей осуждать отца. Ведь он с 11 лет пошел на завод рабочим и работал по 12 часов в сутки. За всю жизнь не только не прогулял ни одного дня, но даже ни разу не опоздал хотя бы на пять минут. А жизнь заводская такая: старшие рабочие пошлют за водкой или предложат выпить - разве он мог ослушаться? Его сразу же прогонят. Вот и привык. Но ведь никогда не бывал он пьяным, не перепивал...".
Только и отцу эти предобеденные рюмки даром не прошли. Врачи признали у него хронический гастрит. Убежден, даже незначительное употребление алкоголя не проходит бесследно для здоровья человека. Но, разумеется, мое противление пьянству основано не на детских воспоминаниях, а прежде всего на многолетнем опыте врача и ученого. Я исследовал проблему пьянства глубоко и всесторонне и не вижу никаких поводов для компромиссов: алкоголь - зло никак не меньшее, чем любые другие наркотики. Согласно данным ВОЗ, в мире каждый третий умирает от причин, связанных с употреблением алкоголя. Убежден, ныне пьянство в России стало основным губителем общества. Сегодня на фоне небывалого уровня потребления алкоголя мы видим фактически полный отказ от государственной монополии на его производство, реализацию и круглосуточную торговлю спиртными напитками. Это резко обострило и без того катастрофическую ситуацию. Полагаю, что сдержать дальнейшую алкоголизацию россиян не только можно, но и необходимо. Если мы сообща не остановим нынешнее безумие, ни к чему хорошему не придем.