"ЮРТА" НА КОЛЕСАХ

Кабина тепловоза на квартиру мало похожа. Конструкторы рассчитали все точно, до миллиметра: два

Кабина тепловоза на квартиру мало похожа. Конструкторы рассчитали все точно, до миллиметра: два сиденья для машиниста и помощника, панель управления локомотивом - вот, пожалуй, и все, что есть в кабине. Конструкторам и в голову не могло прийти, что кому-то здесь вздумается жить. Притом месяцами...
Однако монголы - люди непривередливые, тысячелетия кочевой жизни научили их приспосабливаться к любым условиям: крыша есть - значит комфортно. Скажу сразу - речь идет не о контрабандистах и не о нелегалах. Церэндорж Цогт и Чинбат Тэрбиш - машинисты локомотивного депо города Улан-Батора. Несколько раз в год они перегоняют тепловозы из Монголии в Украину для ремонта на Полтавском тепловозоремонтном заводе. И два месяца терпеливо живут в кабине тепловоза! Здесь они спят, питаются и устраивают нехитрые постирушки.
В кабине тепловоза почти все место занимает деревянный лежак, рядом - печка-буржуйка. Сидеть путешественники не могут - только лежать или стоять. Вся их еда - сушеное мясо "бортс" и зеленый чай без сахара. Каждый берет с собой в дорогу не меньше десяти килограммов бортса или несколько банок мяса в говяжьем жиру.
- Неужели не тяжело так жить?
- Мы машинисты! - гордо отвечает Церэндорж. Этими словами практически ограничивается их знание русского языка, хотя в школах Монголии русский изучали практически все.
- Почему же не отремонтировать тепловозы в России? - удивляюсь я. - Это ж намного ближе!
- Зато дороже, - объяснили мне на тепловозоремонтном заводе. Рядом Китай, казалось бы, можно найти тепловозоремонтные заводы там, но в Китае тепловозы американские, и ремонт одной только секции обойдется в три миллиона долларов! Каждые 95 тепловозов из 100, которые сегодня еще работают на железных дорогах бывших соцстран, - это тепловозы серии "М-62", а их можно качественно ремонтировать только в Полтаве на тепловозоремонтном заводе.
Зам. директора по производству, обладатель звания "Почетный железнодорожник Монголии" Владимир Бакаенко несколько раз в год ездит в эту далекую страну в командировки и любит рассказывать о ее особенностях.
- В Монголии одна железная дорога, одно депо, где машинисты получают зарплату до 270 долларов. Но там все дороже, чем у нас, а, например, мебель вообще не выпускают, поэтому, приезжая в Полтаву получать отремонтированный тепловоз, монголы загружают его купленным на полтавском базаре мебельным гарнитуром и прикупают несколько ящиков украинской горилки. Нам же везут турецкий и китайский ширпотреб.
Для меня так и осталось непонятным, как можно в кабину тепловоза загрузить целый мебельный гарнитур? Ведь там настолько тесно, что машинистов толком не удалось сфотографировать даже широкоугольным объективом!