10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПЕСНИ НА РУИНАХ

Рак Любовь
Опубликовано 01:01 10 Августа 2004г.
Человек, пришедший в буддистский храм, - а по-тувински его называют "хурээ", - должен обойти здание по кругу. "Считается, это круг жизни - прошлое, настоящее, будущее, - объясняет монах Буян Башкы. - Люди двигаются, прикасаются ладонями к стене - негативная карма очищается, а позитивная восстанавливается".

Сам Буян когда-то был и пионером, и комсомольцем. Монашество принял в 25 лет - теперь ему 34. Говорит, что в жизни были трудности - начал ходить в хурээ, слушать молитвы. Тогда настоящих храмов в Туве еще не было - возрождали религиозные традиции просто в частных домах. За годы советской власти буддизм здесь (равно как и шаманизм), извели под корень, хотя до этого оба культа мирно сосуществовали веками.
Буддизм, или ламаизм, появился в Туве в середине ХVII века - в то время местные племена находились под властью Монголии. К концу ХVIII столетия он был официально утвержден государственной религией. Строились многочисленные хурээ. Тогда это были монастыри со своими библиотеками и школами, где обучались мальчики (ламами, то есть священнослужителями, могут быть только мужчины). Кроме богословских предметов, они штудировали математику, астрономию, географию, медицину, искусство.
В монастырях вели свое хозяйство - держали скот, развивали ремесла, занимались торговлей. Многие хурээ ссужали местным жителям деньги под проценты. По большому счету, они были не только религиозными - еще и хозяйственными, медицинскими, культурными центрами окрестных районов. В 1929 году в республике действовали 25 таких комплексов, а к 1940-му не сохранилось ни одного.
Сегодня от старых монастырей осталась одна стена Устуу-хурээ. Храм был закрыт в 1930 году, а семь лет спустя - разрушен. Но сравнять его с землей на сей раз почему-то не получилось - руины до сих пор стоят посреди луга. Правительство России приняло решение - восстановить монастырь, имеющий и историческую, и архитектурную ценность. Идею горячо поддержали музыканты: теперь на развалинах каждый год проводят "фестиваль живой музыки", который так и называется - "Устуу-хурээ".
Пять лет назад в Кызыле, на берегу Енисея, появился новый большой храм - хурээ "Цеченлинг". Он был построен на деньги спонсоров, в том числе на личные средства Сергея Шойгу. Здесь находится резиденция главы церкви в Туве - камбы-ламы, что в переводе с тибетского значит "мастер". В 2002 году камбы-ламой был избран Норбу-Самбуу Март-оол. До размаха прежних монастырей храму пока далеко - в "Цеченлинге" обитают всего десять монахов, среди них и Буян Башкы. Зарабатывать на жизнь у них получается не очень: только киоск приносит небольшие деньги. Всерьез рассчитывать на подаяния верующих тоже не приходится. Время от времени священнослужители проводят благотворительные марафоны, концерты, пытаются хоть как-то свести концы с концами.
- Наш день начинается с рассветом, - рассказывает Буян Башкы. - С утра до вечера мы принимаем людей - они приходят в храм со своими вопросами и затруднениями. Некоторых из них к нам направляют шаманы. Бывает и наоборот. Никаких трений и противоречий между буддизмом и шаманизмом в Туве нет, мы же одно дело делаем. Три раза в день - молитва. В оставшееся время изучаем философию Будды, хотя, к сожалению, в Туве получить классическое образование невозможно. Для этого надо учиться в больших монастырях, например в Индии.
Сам Буян в Индию ездил четыре раза, но ненадолго - самое большое на полгода. Хотел получить наставление от святейшего далай-ламы, изгнанного из Тибета властями Китая. В религиозные дела вмешалась большая политика, конфликт рикошетом коснулся и нашей страны. Россия не хочет портить отношения с Китаем и "не приветствует" въезд далай-ламы в Туву, Бурятию и Калмыкию, где исповедуют учение Будды. Российские буддисты приглашают учителя каждый год, надеются, что ситуация изменится.
Монах Буян тоже уверен, что, несмотря ни на что, мир становится более добрым. И любой человек может перестать страдать и стать счастливым. А кто этого не хочет?


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников