НЕ ХОТИМ СТУЧАТЬ КАСКАМИ

В 2003 году правительство Республики Коми оказалось перед выбором: либо регион так и будет продолжать висеть на шее федерального бюджета, либо местная власть попытается принять антикризисные меры. Выбрали второе. Экономического чуда, правда, не произошло, тем не менее к началу 2005 года долги центру сократились более чем на четверть, выросла средняя зарплата, ряд предприятий, и прежде всего шахты Воркуты и Инты, начали выходить на уровень рентабельности. Однако эти позитивные сдвиги может перечеркнуть развернувшаяся борьба за кресло главы республики, которая уже стала принимать формы недобросовестной политической конкуренции.

Хорошо помню события середины 90-х. Тогда в Москве, на Горбатом мосту, у Дома правительства шахтеры стучали касками в знак протеста против экономической политики властей. Были там и наши горняки. Но одними митингами дело не поправишь, мы в этом очень скоро убедились.
К 2003 году угольная отрасль республики находилась на грани коллапса. Наиболее удобные для разработки пласты себя исчерпали практически полностью, инвестиций не было, огромные долги по зарплате. Чтобы сохранить отрасль, правительству республики пришлось пойти на ряд непопулярных, но неизбежных мер. Несколько шахт закрыли, деньги стратегического инвестора начали вкладывать в наиболее перспективные проекты. И вот результат: спустя два года в Воркуте прирост добычи угля составил более миллиона тонн, отчисления налогов в бюджеты всех уровней увеличились в четыре раза.
Немного скромнее результаты в Инте, но у нас ситуация была гораздо сложнее. Все же и нам удалось снизить себестоимость добычи угля, вдвое сократить задолженность по зарплате, достичь стабильности ее выплаты. Если все так пойдет дальше, то через пару лет мы начнем работать без убытков.
Считаю достижением и то, что глава республики Владимир Торлопов сумел договориться с компанией "Северсталь", которая пришла работать в Инту и стала здесь еще одним фактором стабильности.
Однако чем ближе выборы (срок полномочий главы республики истекает в январе будущего года), тем все больше местная власть и оппозиция втягиваются в политические игры в ущерб экономике, решению социальных проблем.
Один из претендентов на пост главы республики бывший вице-губернатор, а ныне лидер региональных "единороссов" Анатолий Каракчиев пошел по пути дискредитации нынешнего руководства. Безусловно, его есть за что критиковать. Но отнюдь не в стиле "желтой" прессы, характерном для местных газет, которые, как полагают многие у нас в республике, подконтрольны Каракчиеву.
Как лидер регионального отделения партии "Единая Россия" Анатолий Каракчиев по идее должен бы поддерживать позитивные начинания республиканских властей. Но чем на самом деле занимается наша региональная организация, ни я, ни другие рядовые члены партии не знаем. А ведь, помнится, партия власти обещала людям контролировать выплату зарплат и стипендий. Но как раз этим у нас никто не занимается. В первые месяцы после принятия закона о монетизации льгот, который и у нас приживался очень непросто, людям надо было бы помочь разобраться в нововведениях, но никаких рекомендаций первичные организации от регионального политсовета не получили. Вместо этого был организован вялый агитационный автопробег по республике, от которого людям было, как говорится, ни холодно ни жарко.
И уж совсем переполнилась чаша терпения рядовых партийцев, когда мы узнали, что с подачи узкой группы партфункционеров Анатолий Каракчиев написал письмо президенту страны с просьбой, оказав ему доверие, представить его Госсовету как основную кандидатуру на пост главы республики. Сделано это было якобы от имени всей региональной организации "Единой России". А разве нас, рядовых партийцев, кто-нибудь спрашивал? Я уж не говорю о том, что эта просьба сама по себе нарушает установленный порядок выдвижения кандидатов в региональные лидеры.
Стоит ли удивляться, что многие известные в республике люди начали выходить из "Единой России". Например, гендиректор "Продтоваров" Галина Лапшина. Или директор Сыктывкарского ЛВЗ Александр Уманский. Он открыто заявил, что по-прежнему разделяет многие идеи партии, но в "разборках" ее регионального отделения, конфликтах с региональной властью участвовать не хочет. Цитирую дословно: "Думаю, что если дело так пойдет и дальше, если "Единую Россию" будут в республике использовать, с одной стороны, чтобы насаждать партийный авторитаризм, а с другой - чтобы прийти к личной власти, то еще многие и многие члены партии захотят выйти из нее".
В июне, после самовыдвижения Каракчиева, более 250 членов региональной организации обратились с письмом к председателю Высшего совета партии "Единая Россия" Борису Грызлову с просьбой срочно вмешаться в ситуацию. Основной мотив: такие действия регионального партийного лидера дискредитируют "Единую Россию" в глазах простых людей, наносят имиджу партии непоправимый урон.
В адрес генерального совета "Единой России" ушло также письмо за подписью более 400 членов первичных организаций г. Сыктывкара. В нем содержалось категорическое требование непосредственного взаимодействия руководства регионального и местных отделений партии с рядовыми членами. Резюме было таким: "Мы все еще готовы активно участвовать во внутрипартийной жизни. Желательно не по телефону..."
Между тем люди ждут от нас конкретных дел. Сейчас в Печорском бассейне запускается один из крупнейших инвестиционных проектов в угольной отрасли страны. В Воркуте планируется объединить четыре шахты - "Заполярную", "Северную", "Воркутинскую" и "Комсомольскую" - в одну систему, что позволит значительно удешевить добычу угля. Неплохие перспективы открываются и у объединения "Интауголь". Но эти планы будет гораздо труднее реализовать, если личные амбиции некоторых местных партийных лидеров окажутся выше интересов стабильности в нашей республике. Нельзя раскачивать лодку, в которой мы все находимся. Шахтерам очень не хочется снова стучать касками по асфальту.