"ЖОК" С ИНТЕРНАЦИОНАЛОМ

Ансамбль народного танца "Жок" из Молдавии стал, можно сказать, легендарным - трудно назвать страну в мире, где бы зрители не рукоплескали его выступлениям. Но, помимо серьезной, профессиональной стороны, есть в жизни ансамбля и иная - это многочисленные курьезы и казусы, случавшиеся на гастролях. Сегодня речь о них.

"Жок" создан в далеком уже 1945 году, так что вскоре будет праздновать свой 60-летний юбилей. Однако есть еще одна дата, которую артисты ансамбля считают своим вторым днем рождения, - 16 июня 1976 года. В этот день в девять утра "Жок" вылетал на громадном Ил-62 из Лиссабона через Франкфурт в Москву. Гастроли в Португалии завершились триумфом, и у танцоров было отличное настроение. Его слегка подпортило лишь легкое недоразумение при посадке, когда выяснилось, что 11 мест, забронированных для "Жока", перехватили вдруг, пользуясь установленными международными привилегиями, некие дипломаты из Лимы. Пришлось небольшой группе остаться в Лиссабоне в ожидании очередного рейса. А основная масса артистов - человек 70 - вылетела по графику. Кто тогда мог подумать, что оставшиеся попадут во Франкфурт значительно раньше, нежели те, что улетели первыми! "Жок" в тот день мог прекратить свое существование. А трагедии удалось избежать только потому, что танцовщица Тамара Фатеева - в ансамбле все ее ласково называли Фатя - почувствовала себя неуютно в кресле.
Место Фате досталось в середине салона. Рядом пристроился и ее муж Борис Рознерица. Он-то и вызвал по просьбе супруги стюардессу. Фатя выразила неудовольствие тем, что в сетчатом поддоне перед ней оказалась оставленная кем-то нарядная подарочная коробочка, перевязанная ленточкой. Она выпирала и создавала некоторые неудобства пассажирке. Возможно, Фатя сама бы извлекла коробку из поддона и переложила на багажную полку, да на сувенире мирно покоился надкусанный кем-то - наверное, его владельцем - сэндвич. Девушка побрезговала притрагиваться к нему.
Стюардесса с милой улыбкой взяла подарок и все так же улыбаясь ретировалась в кабину пилотов. А через минуту она уже с командиром корабля появилась в салоне. Вначале попыталась узнать, кому принадлежит подарочный набор. Ответа не последовало. Тогда командир сообщил пассажирам, что самолет возвращается в Лиссабон. Оказывается, пилоты расслышали тиканье внутри находки...
Супруги Ира и Виталий Великие откупорили сувенирную бутыль водки, которую до того берегли как зеницу ока, и начали угощать всех. Глотали жидкость крупными глотками прямо из горлышка. Но алкоголь, как ни странно, никого не брал. Евгений Кабушкин и Юрий Горшков сидели, склонившись над шахматной доской, словно ничего и не произошло. Первый глянул в иллюминатор и вдруг нервно захохотал, увидев в небе струи горючего - самолет перед вынужденной посадкой избавлялся от лишнего керосина...
Юрий Горшков, не один год отдавший ансамблю, где и звание заслуженного артиста получил (нынче он - директор хореографического колледжа), рассказал недавно журналистам, как в далекой Мексике, куда "Жок" прибыл на гастроли впервые в апреле 1969 года, ансамбль обвинили в том, что он привез... стриптиз! Как же такое могло случиться? А вот как. В Бразилию "Жок" летел через Москву. Апрель в России жарким не назовешь. Артисты были одеты соответственно погоде. Да еще и строго по этикету: мужчины и женщины - в официальных костюмах. А через 15 часов танцоры спускались по трапу в аэропорту Белен - самой восточной точке Бразилии. Здесь стоял просто зной: +40 в тени. Первая мысль каждого: скорее бы переодеться.
Устроители гастролей это понимали, поэтому сразу повезли гостей в отель на берегу моря. Небольшая гостиница выглядела довольно экзотично: хижины с крышами, крытыми соломой, и стенами, сделанными из чего-то, напоминающего тростник. Все первым делом сбросили с себя ненавистные, пропитанные потом одежды и сразу же приняли душ. Вскоре гостеприимные хозяева повезли танцоров в уютный уголок на берегу озера в чаще леса, где молдаване отведали блюда местной кухни, поначалу не зная даже, что их потчуют... тараканами и змеиной печенью.
Но главная неожиданность ждала по возвращении в отель. Здесь танцорам вручили... фотографии полуобнаженных танцовщиц "Жока" с надписью на португальском: "Русские привезли стриптиз". Самое забавное - изображение не было монтажом. Это оказалось делом рук папарацци, о которых тогда в Молдавии, да и во всем Советском Союзе мало кто знал. Стены бунгало, в котором юные танцовщицы с радостью сбрасывали с себя одежды, сыграли злую шутку с ничего не подозревавшими девчонками, позволив фотографам сделать довольно откровенные снимки.
Первый концерт, правда, состоялся не в Белене, а в городе Манаусе в полутора тысячах километров вверх по Амазонке, куда ансамбль вылетел на следующий день. Потому история с фотографиями продолжения (к счастью для артисток, страшно переживавших) не имела.
Но Белен, в который "Жок" вернулся после триумфального дебютного выступления в Манаусе, стал все же роковым для гастролей. Ансамбль выступил в этом трехмиллионном городе два раза с ошеломляющим успехом. А на третьем концерте в зале не оказалось публики: зрителей не пустила полиция, усмотревшая в представлении коммунистическую пропаганду. Артистов обвинили в том, что они на концерте, который посетил сам губернатор штата, якобы пели хором "Интернационал", причем привлекли к этому публику. Для Бразилии того периода, когда у власти находилось профашистское правительство и любая коммунистическая пропаганда запрещалась законом, подобное было серьезным криминалом.
Меж тем жоковцы "Интернационал" не пели и не собирались петь. Второе выступление в Белене проходило в муниципальном театре - фешенебельном здании с великолепной акустикой, построенном еще в XVIII веке. Три часа артистов не отпускали со сцены. В который раз пришлось исполнить зажигательную "Молдовеняску", которой "Жок" по традиции завершал свои концерты. Артисты уже стали отвешивать поклоны залу. И в этот момент галерка запела вдруг "Подмосковные вечера". Тогда это была едва ли не самая популярная русская песня в мире. Зал пел ее так трогательно, что мелодию подхватил и ансамбль: оркестр, танцоры... Всеобщему энтузиазму не поддался разве что губернатор. Он-то и выступил на следующий день с обличительным заявлением. Пришлось ансамблю срочно возвращаться в Москву.
В советской столице министр культуры Екатерина Фурцева попеняла музыкальному руководителю "Жока" Сергею Лункевичу: "Мы что, посылали вас петь? У нас для этого есть хоры Свешникова и Минина!"
История со скандально прерванными гастролями "Жока" выплеснулась на страницы зарубежной прессы и получила мировую огласку. ЧП на культурном поприще стало, говорят, даже предметом дискуссии дипломатов: за молдаван вступился Андрей Громыко, возглавлявший тогда МИД СССР. Для "Жока", к счастью, шумиха последствий не имела. Более того, ровно через 15 дней после возвращения из Бразилии ансамбль вновь улетел на гастроли в Латинскую Америку. С неизменным успехом - скандал только подогрел интерес к молдавским танцорам - прошли выступления в Уругвае и Чили, Колумбии и Эквадоре. Завершилось триумфальное турне в столице Венесуэлы Каракасе. Публика недоумевала - за что блистательных танцоров выдворили из Бразилии? Петь на сцене жоковцы, правда, никогда больше не пытались.