Новости
Главная Культура 15:40 10 Августа 2015 2644
Балет про черную-черную руку

Наталья Осипова и Иван Васильев вновь сошлись в Москве в «Соло для двоих»

Сергей Бирюков

Программа «Соло для двоих» Натальи Осиповой и Ивана Васильева при участии лондонского Королевского балета – последний аккорд высокого балетного сезона в Москве. И одно из наиболее ожидаемых танцевальных событий. Не только из-за ранга звезд, некогда украшавших Большой театр, а теперь разлетевшихся по разным мировым труппам, но и из-за наметившейся традиции: первое «Cоло...» с большим успехом прошло год назад. И вот теперь программа на сцене театра имени Станиславского и Немировича-Данченко предстала на две трети обновленной: от прошлогодней афиши в ней остался только балет с загадочным названием Facada, остальное – премьерные спектакли, впервые показанные не более месяца назад. Не все, но многие ожидания они оправдали.

Если вы любитель балетной красоты, изящества и лирики, то вам обязательно надо посмотреть одноактный спектакль британца Аластера Марриотта Zeitgeist на музыку Первого скрипичного концерта Филипа Гласса. Честно говоря, я не очень понял, связано ли как-то это нежное и тонкое действо с одноименным популярным политико-философским фильмом Питера Джозефа, критикующим современную западную цивилизацию за власть денег и международных корпораций. Ну разве что «от противного» – той самой демонстративной лиричностью, которая, в представлении постановщика, очевидно, противостоит жесткому контексту современного мира. Этот контекст, впрочем, на сцене практически не присутствует, если не считать компьютерной проекции, изображающей какие-то побитые радиацией кусты.

Трое танцовщиков (как бы мини-кордебалет) и пара солистов (женщина и мужчина) словно соревнуются, чья пластика более мягка и легка. Особенно выразителен солист Эдвард Уотсон, у которого недюжинный рост, размах рук и ног удивительно сочетается с мягкостью движений. И все же, когда на сцену вылетает миниатюрная Наталья Осипова, ты видишь, что НИКАКОЙ мужчина не сможет так сочетать мгновенную импульсивность и робость, порывистость и нежность. В средней, наиболее лиричной части спектакля (на медленную часть скрипичного концерта) Осипова, поддерживаемая Уотсоном, предстает не только изумительной балериной, но и сильной трагической актрисой. А конец, когда все участники никнут на полу и только их ноги выстраиваются в прощальный веер восклицательных знаков, редкостно красив и грустен.

«Моцарт и Сальери» петербургского хореографа и танцовщики Владимира Варнавы поначалу обнадежил колоритными «атмосферными» находками. Например, тихим гулом и звоном стеклянной гармоники (любимой музыкальной забавы Моцарта). Сверхкарикатурностью жестов завистливого урода Сальери (сам Варнава) и гениального дурачка Моцарта (Иван Васильев). В какие-то моменты даже екало сердце – например, когда из-за торса Моцарта вдруг ниоткуда появлялась черная-черная рука Сальери и прямо-таки вгрызалась в тело простака.

Но постепенно становилось ясно, что кроме вот этих двух карикатурных масок постановщику больше нечего предложить зрителю. И все хитрые изобретения – «прослушивание» груди героев для установки факта, что это моцартовское сердце рождает музыку, а сердце Сальери – только шум; забавная игра на полу в шашки-стаканы; долгое дуэтное жонглирование стаканом с зеленой дрянью (яд?) – все это скорее добавляло цирковой суеты, чем смыслов. После Милоша Формана, в «Амадее» действительно открывшего новый взгляд на Моцарта как на гениального юродивого, тратить силы на столь неглубокий клоунский лубок вряд ли стоило.

Единственное, что в этом балете увлекло – великолепное характерное мастерство и техника исполнителей. Они в полной мере пригодились Ивану Васильеву а также вновь вышедшей на сцену Наталье Осиповой в третьем спектакле – Facada Артура Питы. Балетоманам он уже знаком, но раз танцовщики решились привезти его опять, то этот хит явно достоин нового описания.

Пита – рожденный в Южной Африке и эмигрировавший в Англию этнический португалец. Такая сложная закваска, бывает, способствует формированию самых причудливых личностей – как, например, у русского композитора немецко-еврейских кровей Альфреда Шнитке с его обостренно трагичным мировосприятием. А у Питы это склонность к сюрреализму и черному юмору. Португальское слово facada означает удар ножом. Этот удар, производимый роковой «черной женщиной», или воплощенной судьбой, занимает, как утверждают специалисты, большое место в традиционной португальской поэзии и драматургии. Отталкиваясь от этой традиции, балетмейстер рассказывает ироническую историю о невесте, брошенной трусливым женихом и жестоко мстящей: она находит его, все же соблазняет – чтобы в самый экстазный момент любви скрутить шею. В своих интервью Пита намекал на отражение здесь и истории Натальи с Иваном, которые были супружеской парой, пережили разрыв, нашли каждый свое счастье и теперь уже как друзья-коллеги «преодолевают» былую драму вот в таком иронически-пародийном шоу.

Сперва на авансцене только композитор Фрэнк Мун с мандолиной (потом скрипкой), импровизирующий нечто грустно-этническое, в духе песен фадо (португальская разновидность «жестокого романса»), и та самая черная дама – воплощение мстительной судьбы (Элизабет МакГориан). Она со злой радостью вонзает кинжал в горшок с цветами. Затем – глупенько порхающая с фатой Осипова, португальский Подколесин – Васильев, с воплем удирающий из-под венца, плачущая в три ведра (буквально: ей их подставляет дама в черном) Осипова, сцена соблазнения с самыми причудливыми позами вплоть до васильевского поцелуя стоя вверх ногами на руках. Не в меру страстные объятия – и мстительная пляска Осиповой на черном столе, под которым лежит со скрученной шеей бывший жених. Все это проделано танцовщиками не только виртуозно, но и с нескрываемым юмором.

Прекрасно, что Осипова и Васильев, несмотря на международный успех, не забывают, что родина их балетного дуэта – Москва. Продолжат ли они вместе с продюсером Сергеем Даниляном традицию вечеров современной хореографии на будущий год?

Культура 00:04 / 05 Апреля 2024 8142
Ходим Гоголем

Даром, что ли, Николай Васильевич родился в День шутника 215 лет назад?

Дарья Ефремова
Труд
Памятник Н.В.Гоголю (скульптор Н.В.Томский, 1952 г.). Гоголевский бульвар. Москва. Фото: © Eugenii Belikov, globallookpress.com

Растиражированная формула «Все мы вышли из гоголевской шинели» (есть еще вариант «из-под шинели») — одна из самых загадочных. Толком даже неизвестно ее первородство. Одни приписывают этот,...

О фильме «Онегин» и не только о нем

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В фильме нет нужды искать философских глубин, скрытых пушкинских подтекстов. Это красивая история несостоявшейся любви. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Экранизацию пушкинского «Евгения Онегина», которая идет во всех кинотеатрах страны, снял Сарик Андреасян, и это главный анекдот сезона. За режиссером прочно закрепилась репутация бойкого ремесленника, который в своих...

Сарик и Гевонд Андреасяны собрались снять продолжение сериала «Манюня». С цифровым образом Юрия Никулина

Труд
Бессмертная роль Юрия Владимировича в фильме «Бриллиантовая рука». Кадр с сайта kinopoisk.ru

Казалось, самым плодовитым деятелям российского кинематографа братьям Андреасян — на пару они выдают десятка два проектов в год — ничем публику уже не удивить. Вот сделали же экранизацию «энциклопедии...

Культура 00:17 / 12 Апреля 2024 5580
Юра, прости…

Наверное, именно сегодня многие вспомнят мем, первые слова которого вынесены в заголовок

Сергей Беднов
Труд
Фото: Russian Look/globallookpress.com

Но речь, разумеется, пойдет не об отложенных стартах «Ангары» и не о разбившемся луноходе. А о том, почему за последние десятилетия некогда красный-прекрасный день календаря заметно поблек...

В последние годы авторитет и значение Московского кинофестиваля пошли на убыль

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
Эти серьезные ребята из фильма «Майор Гром: Игра» явятся на закрытие фестиваля. Фото: kinopoisk.ru

Московский международный кинофестиваль пройдет с 19 по 26 апреля 2024 года, сообщили его устроители. ММКФ — один из старейших кинофорумов в мире. Впервые его провели еще в 1935 году, возглавил...

Создатели фильма «Сто лет тому вперед» радикально переосмыслили повесть Кира Булычева

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
У Алисы Селезневой (Даша Верещагина) точеная фигура, длинные ноги, большие голубые глаза, розовые волосы, сильная энергетика и море обаяния

На экраны большим тиражом выходит фильм «Сто лет тому вперед» по мотивам повести замечательного писателя-фантаста Кира Булычева. На самом деле, с книгой, равно как и с ее первой, достаточно подробной...

Что можно посмотреть в кинотеатрах в праздничные дни

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
В повторный прокат вышел «Шепот сердца» - полнометражный шедевр 1995 года. Кадр с сайта kinopoisk.ru

Международный женский день ассоциируется у нас с приходом весны, света, тепла, любви. В нынешнем году у россиян три выходных дня: 8, 9 и 10 марта, а 7-го — сокращенный рабочий день. Есть возможность...

По сюжету, который разворачивается в недалеком будущем, США охвачены гражданской войной

Леонид Павлючик, кинообозреватель «Труда»
Труд
По по ходу действия фильм заставляет зрителей раз за разом вжиматься в кресло

Снял эту жесткую, провокативную ленту британский писатель, сценарист и режиссер Алекс Гарленд, причастный к созданию таких громких картин, как «Пляж», «Пекло», «28 дней спустя», «Из машины»,...

Культура 00:30 / 07 Марта 2024 4672
Трагедия абсурда

Спектакли по Кобо Абэ и Славомиру Мрожеку перекликаются между собой

Анна Чепурнова
Труд
Одиночке нелегко сопротивляться группе, тем более столь сплоченной. Фото из спектакля «Друзья» предоставлено пресс-службой Театра Наций.

В эпоху перемен, когда мир кругом так непредсказуем, на двух московских сценах обратились к абсурдистскому жанру. В Театре Наций постановку «Друзья» по одноименному произведению Кобо Абэ осуществил японский режиссер...

Как популярная телеведущая оказалась актрисой фильма про домашнее насилие

Сергей Бирюков
Труд
Елена знает из собственного опыта: счастья без любви не бывает. Фото предоставлены онлайн-кинотеатром KION

В онлайн-кинотеатре KION — новый сезон сериала Валерии Гай Германики «Обоюдное согласие». Режиссер, известная интересом к острым социальным темам, верна себе и в нынешней работе. Мы видим, как...

О чем важно не забыть в ближайшие выходные

Марина КРЮЧКОВА
Труд
Пасха. Виктор Петрович Кудрин, живопись, XX век. Фото из открытых источников

Всенародно любимая Масленица во многих регионах стартует не 11 марта, как ей положено в этом году, а днем раньше. Местные власти поясняют: раньше начнем — раньше закончим, а в конце следующей...

Третьяковка отмечает юбилей русского гения

Елена Широян, искусствовед
Труд
Эта работа называется «Измеренный пейзаж». Изображение с сайтаТретьяковской галереи

Печально, когда в историю уходят мастера, про которых думаешь, сколько они могли еще сделать. Когда речь о гении, это чувство обостряется до предела. Эпитеты, конечно, вещь опасная, ведь даже в эпоху Возрождения не каждый...

Разговор с той, что родилась красивой, талантливой и успешной

Анна Чепурнова
Труд
Нелли Уварова сегодня. Фото из личного архива актрисы

Все активнее обсуждается новость о возможности съемок в 2024 году продолжения сериала «Не родись красивой». Без малого 20 лет назад главную роль в тех суперуспешных 200 сериях сыграла Нелли Уварова, вызвав...

Возможно, мы наконец-то узнаем правду об Алле Пугачевой - народной артистке, лауреате Государственной премии. И не только...

Сергей Бирюков
Труд
Фото: © Genrietta Peryangloballookpress.com

Есть, с недавних пор, обычай на Руси — в пятницу вечером объявлять, кто у нас очередной обладатель статуса «иностранный агент». Сегодня, 5 апреля, как ожидают допущенные к кухне эксперты,...

Культура 00:16 / 07 Марта 2024 4260
Шерочка VS машерочки

На телеканале НТВ вышли – что называется, по соседству – две передачи, посвященные Ксении Собчак и Ольге Бузовой

Сергей Беднов
Труд
Фото: «Комсомольская правда», globallookpress.com

В минувшие выходные в «Новых русских сенсациях» НТВ выдал фильм «Тайны кровавой барыни — 2. Дело чести», ставший продолжением его «военной операции» против Собчак. В тот же день...

Культура 00:09 / 29 Марта 2024 4260
Скорбь - в студию!

Телевизионщики решили не кроить эфир в день трагедии

Сергей Беднов
Труд
Фото: © Culture_RF, globallookpress.com

В прошлую пятницу, 22 марта, Сеть разрывало сообщениями о теракте. Было немало и таких, где пользователи кляли руководство федеральных каналов, не захотевших отменить вечерние развлекательные шоу. Эмоции понятны: «Крокус»...





Подписаться

Еженедельная рассылка самых важных и интересных новостей от Труда. Без спама.

Подписаться
Спасибо!

Вы подписались на еженедельную рассылку от Труда. Мы пришлем Вам первый выпуск сегодня.

Порядок разделов

Для того, чтобы изменить порядок раделов, передвиньте их и установите в нужной последовательности

Сохранить
Спроси у юриста

Квалифицированные юристы помогут разобраться в правовых коллизиях вашей проблемы

Хотите получать уведомления о самых важных новостях от Труда?