05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДЕЛИТЬСЯ НАДО НЕФТЬЮ И АЛМАЗАМИ

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 10 Сентября 2002г.
Основные природные богатства России должны стать федеральной собственностью. Такой, в сущности, принцип положен в основу проекта разработанного Министерством природных ресурсов РФ Кодекса о недрах.

Сама эта идея была выдвинута созданной в Кремле комиссией по разграничению полномочий между центром и регионами, возглавляемой заместителем руководителя администрации президента РФ Дмитрием Козаком. Сегодня немалая часть доходов от добычи полезных ископаемых остается в распоряжении территории, на которой разрабатывается то или иное месторождение. Но нефть, например, добывается лишь в двадцати субъектах Федерации, алмазы - по сути, всего в одном, золото - в десяти... Другие регионы, в силу своего невыгодного с этой точки зрения географического (геологического) расположения, оказываются как бы "бедными родственниками" богатой России. А потому, по мнению Д. Козака, федеральный центр должен, во-первых, взять в свои руки лицензирование добычи ценных ресурсов, а во-вторых, получать с этой добычи всю ренту - с тем, чтобы потом справедливо распределять ее между регионами.
Идея, надо сказать, небесспорная. Ибо в таком случае российский Юг, обладающий, например, более благоприятными условиями для сельскохозяйственного производства, должен делиться доходами АПК с российским же Севером? Дальний Восток имеет другое преимущество - рыбу и крабов, западные области - близость к Европе. То есть у каждого можно найти что-то свое, особенное, "плюсовое", чего нет у соседей: диких оленей или мумие, или лес, или термальные источники, на худой конец - целебный горный воздух (тоже довольно-таки ценный ресурс, если им умело распорядиться).
Тем не менее, приняв идею за основу, Минприроды РФ решило "положить конец дикому капитализму" именно в сырьевых отраслях, для чего передать права на недра из совместного ведения субъекта Федерации и центра (принцип двух ключей) в одни руки. "Много говорят о принципе двух ключей, имея в виду подписи губернатора и федерального министра на лицензии (на разработку месторождения. - А. П.), - заявил зам. министра природных ресурсов Виталий Караганов. - Я же насчитал восемь таких ключей - ведь получение участка в пользование нужно согласовать в муниципалитете, Минэкономразвития, Гортехнадзоре, Минпромнауки и целом ряде других ведомств. В итоге получается, что каждый чиновник проверяет документ от заголовка до последней запятой и стремится внести свою правку".
А чтобы подчеркнуть исключительную полезность такой "смены власти", министерство предложило последовать примеру Норвегии и Кувейта, которые из год в год накапливают так называемый "фонд будущих поколений", отчисляя туда изрядную долю прибыли добывающих компаний. В Норвегии, например, нефтяные компании платят 78 процентов налога на прибыль (за вычетом расходов), и 50 процентов платежей сразу поступает в этот фонд. Правда, сама Норвегия по площади (387 тыс. кв. км) в полтора раза меньше одного нашего Ханты-Мансийского автономного округа (523,1 тыс. кв. км) - основного на сегодняшний день нефтедобытчика России. О Кувейте (18 тыс. кв. км) и говорить не стоит. В обеих этих странах нефть - практически единственное богатство, данное им природой. И делить его можно на гораздо меньшее, чем в России, число "едоков": население Норвегии - чуть больше 4 миллионов человек, Кувейта - 1,5 миллиона.
В проекте Кодекса о недрах также предлагается дать государству приоритетное право на приобретение у компаний уже добытых ими природных ресурсов, признанных стратегическими. Статья 10 кодекса гласит: "Минеральное сырье, имеющее особое значение для обеспечения экономического развития, обороны и безопасности РФ, признается стратегическим... Федеральными законами может быть установлено приоритетное право Российской Федерации на покупку таких видов минерального сырья". Разработчики кодекса в Минприроды считают, что эта статья даст государству дополнительные рычаги воздействия на сырьевые отрасли. "Федеральный бюджет сегодня очень зависим от цен на нефть, но государство никак не может их контролировать, - говорят в министерстве. - Проект кодекса дает государству возможность, к примеру, скупать нефть".
Критики этой идеи, однако, сомневаются, что у государства хватит денег. "Если хватит - то хорошо, - говорит президент Международного независимого эколого-политологического университета Виктор Данилов-Данильян (в 1991-2000 годах он возглавлял природоохранное ведомство России. - А. П.). - А если нет, то возможно просто-напросто грубое вмешательство в рыночный механизм, всевозможные бюрократические игры. Чиновники начнут определять, что является приоритетным, а что нет, - причем исходя вовсе не из государственных интересов, а из интересов тех компаний, в коррупционных связях с которыми они состоят..."
Увы, нынешнее состояние природопользования в России большинством специалистов оценивается как "плохое" и "очень плохое". Уже более десяти лет в стране прекратился прирост разведанных запасов многих ценных природных ресурсов - нет денег на разведку. Если в 2001 году на восстановление материально-сырьевой базы в целом по стране было потрачено 72 млрд. рублей, то в нынешнем будет освоено не больше 45 млрд. рублей. Причем федеральный бюджет выделил в этом году на геологоразведку всего 7,3 млрд., проект на 2003 год - 7 млрд. рублей. В то же время иные компании, получив лицензии, не спешат осваивать уже открытые месторождения. Тендеры на разработку новых природных кладовых зачастую проходят с грубейшими нарушениями. Перемены здесь необходимы, и Минприроды считает, что если вся власть над недрами перейдет в руки министерства, порядок будет наведен в кратчайшие сроки. В регионах думают, само собой, иначе.
Делиться не хочет никто и ни с кем...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников