ИСТОКИ

Вся деревня Ермаково - полторы сотни жителей. Но есть клуб, медпункт, почта, сельсовет и школа. Вот она-то в 1998 году сгорела дотла. Жалеть бы и не о чем - это был старый деревянный барак. Плохо, что детям пришлось бы ездить к соседям за 12 километров. Как раз в тот "бездомный" период Валентину Леонтьевну Кругликову назначили директором школы, которой, собственно, не было. "Сначала заселили нас в бывший детсад, - рассказывает она. - Мы там просуществовали три года - без классов, без учительской. Как в такой ситуации руководить учебным процессом?"

Председатель местного колхоза "Путь Ленина" Ольга Соколова вошла в положение. Говорит: будем строить новую школу. Не с нуля, конечно, - в соседней деревне простаивал не нужный хозяйству кирпичный корпус. Решили его разобрать. Перевезли частями в Ермаково, стали заново возводить на месте былого пожарища. Всей деревней разбили школьный сад - 60 яблонь, сделали спортивную площадку, заасфальтировали дорожки. Летом прибыл губернатор области и торжественно перерезал ленточку: "Добро пожаловать!".
Белое одноэтажное здание кажется просторным для 38 детей. В большом коридоре можно устраивать торжественные линейки. С миру по нитке собрали для школы библиотеку. Есть актовый зал и даже два компьютера. Благотворители купили мебели на 100 тысяч рублей, подарили детям футбольные мячи. В общем, получилось настоящее новоселье на зависть многим. В Ярославской области треть школ требует капитального ремонта.
Валентина Леонтьевна приехала в Ермаково 30 лет назад - учителем физкультуры. Окончила дополнительные курсы, стала преподавать историю. Здесь вышла замуж, родила сына и дочь. Четверть века прожила на "квартире" - в ветхом деревянном интернате. Впрочем, не одна она - многие учителя маются без своего угла. Как только семья Кругликовых вселилась в новый дом, сразу завели корову. Рабочий день директора начинается с рассветом - надо доить корову. Почти все местные педагоги имеют скотину или огород. Зарплата всего 2000 рублей, выручают как раз подсобные хозяйства. Мужья учительниц в основном работают в местном колхозе.
А потом Валентина Леонтьевна отправляется в школу: каждый день сама встречает детей. Половина учеников живет в других деревнях - вот и волнуется: как они доберутся до Ермаково? Весь педагогический коллектив - 9 человек. Завуча нет, и завхоза - тоже. Поэтому все хозяйственные заботы - на директоре. Лопнули водопроводные трубы. Вылетели электропробки. Нужен уголь для котельной. Срочно требуются лыжи - прежние-то сгорели вместе со старым зданием, а купить 30 пар новых не на что... К тому же Валентина Леонтьевна по-прежнему ведет уроки.
День просто пролетает. А вечером - опять корова, сено, ведра с водой. По такому графику живут и другие ермаковские педагоги. Кризисы и дефолты придавили учителей "к земле". Пять последних лет им не платят положенные коммунальные компенсации, а это значит - дрова в преддверии зимы нужно покупать на свои скудные сбережения.
Впрочем, несмотря на задавленность бытом, педагог должен оставаться на высоте. Много читать, быть в курсе нового. Если ночами у кого-то в деревне свет горит - это наверняка учительский дом. Валентине Леонтьевне сейчас приходится допоздна засиживаться над книгами - в 33 местных школах ввели новый предмет: историю родного края. Теперь дети узнают о своих деревнях не только по рассказам бабушек. Но учебников, конечно, нет, да и будут ли? Приходится искать материал в старых газетах, дореволюционных изданиях, бумагах сельсоветов, ездить за 70 километров в областной архив. Директору новшество нравится: ребята должны знать, что живут не просто на кусочке земли, а на месте, которое уходит корнями в глубь столетий. Без этого не вырастить гражданина, считает Валентина Леонтьевна. Не случайно ведь народная мудрость гласит: "Когда мелеет река, идут к истоку". Директор водит ребят на экскурсии к местным родникам, в храмы, которые частью еще не восстановлены, на территорию бывших барских усадеб.
- С сельскими детьми работать легче, - говорит Кругликова. - В отличие от городских сверстников они у нас всегда перед глазами, деревня-то маленькая. Поэтому меньше хулиганств, больше уважения к старшим. Беда в том, что многие сельские ребята не видят дома перспективы, не знают, чем можно заняться здесь после школы. Поэтому стремятся в город. Из десяти нынешних старшеклассников семеро хотят поступать в вузы. Назад редко кто возвращается. Правда, сейчас в школе появился новый учитель - мой выпускник. Я ему повторяю: сельский учитель - не профессия. Это образ жизни. Я и во сне - в школе.