21 сентября 2018г.
МОСКВА 
23...25°C
ПРОБКИ
0
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 66.47   € 77.75
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВМЕСТО СУСАНИНА - ПРИНЦЕССА

Бирюков Сергей
Опубликовано 01:01 10 Сентября 2002г.
Кажется, громадный темно-красный плакат, извещающий о том, что в Большом театре открытие сезона и премьера оперы "Турандот", разглядели даже из небесной канцелярии и решили внести свою лепту в праздник. Под вечер в воскресенье в Москве начал тихонько накрапывать долгожданный после засухи и смога дождик...

Впрочем, мнения по поводу того, праздник нынче на Театральной площади или нет, как водится, разделились. Скептики были недовольны прежде всего нарушением многолетней традиции, согласно которой сезон в Большом начинался представлением "Ивана Сусанина". Что до меня - ничего не имею против великого Глинки, но право же, от обычая этого отдает застоем. Боюсь, его придумали в десятилетия, когда надо было подвести идеологическую базу под дефицит премьер и недоверие к музыке ХХ века.
"Турандот" - прелестная новая краска в репертуаре ГАБТа. Правда, постановщики (музыкальный руководитель ГАБТа Александр Ведерников, режиссер из Америки Франческа Замбелло, итальянский хормейстер Алессандро Пальятти и другие) сами себя загнали в нелегкое положение, отведя на непосредственно предпремьерную подготовку менее двух недель. Конечно, работа, проведенная весной и в начале лета, не прошла даром, но инерцию каникул преодолеть не так-то просто. Говорят, еще на генеральной репетиции у дирижера Александра Ведерникова солисты, хор и оркестр буквально "уходили из-под рук". Остаточные явления этого пришлось наблюдать и на самой премьере, особенно в финале первого действия. Но в целом сложную, многосоставную партитуру Пуччини, где и поразительный по красочности оркестр, и громадный хор, и духовой оркестр под потолком зала - удалось собрать воедино. Публика оценила это, аплодируя едва ли не после каждого номера, и клака, думаю, тут ни при чем.
Конечно, главное внимание слушателей было направлено на солистов. Прежде всего на ведущую пару - молодую итальянскую певицу Франчески Патане и солиста театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Романа Муравицкого. Исполнительница роли Турандот вполне соответствовала типажу неприступной принцессы, хотя голос ее показался излишне резким. То же самое могу сказать и о ее партнере - от знаменитой арии Калафа "Нессун дорма" ("Никто не уснет") я ожидал большей мягкости звучания. Зато практически не в чем упрекнуть Лолитту Семенину, которой досталась самая трогательная в этой опере роль рабыни Лю. Успех сопутствовал и комической тройке придворных по имени Пинг, Панг и Понг, в которой лидировал со своей неизменной харизмой Вячеслав Войнаровский.
Спектакль не перегружен деталями, но загадочность и сказочность того условного Китая, который изображен в пьесе Гоцци и опере Пуччини, здесь передана вполне. В том заслуга и сценографа - Георгия Цыпина (нашего соотечественника, живущего в Америке) и, особенно, художника по костюмам Татьяны Ногиновой.
Кстати, саму интернациональность бригады постановщиков и исполнителей можно тоже рассматривать как программный жест нынешнего руководства Большого. Возможно, теперь вслед за Мариинским театром и ГАБТ будет больше ориентироваться на мировую практику интеграции международных творческих сил. Только не потерять бы за этим оперным глобализмом неповторимого "лица" коллектива.




Кто такие, по-вашему, Александр Петров и Руслан Боширов?