"ХОЧУ СРАЗИТЬСЯ С КАСПАРОВЫМ"

В детстве Иван Андриеш в школе успехами не блистал, увлечений особых не имел, а вот

В детстве Иван Андриеш в школе успехами не блистал, увлечений особых не имел, а вот похулиганить любил. Не раз из дома сбегал, бродяжничал. После 8-го класса подался в ремесленное училище. Но и там долго не задержался - отчислили за прогулы. Пошел в грузчики, пристрастился к выпивке, а в 18 лет сел за драку.
На зоне такие, как он, в основном коротали время за картами, а Иван увлекся шахматами. Звезд с неба не хватал, но приноровился играть довольно сносно, нередко выигрывал. В тюрьме "за так" не играют: на кону сигареты, чай, норма выработки.
Удачливость за шахматной доской и подвела Андриеша. В тот раз выиграл он несколько блоков сигарет. Предвкушал уже, как надымится вволю - свое курево давно кончилось. Да не с тем связался. Соперник, из "блатных", отказался возвращать долг. На зоне такое даже избранным не прощается. Однако закончилось тем, что Ивану сделали "темную", огрели несколько раз молотком. Кто и почему, выяснить, естественно, не удалось. Проигравший своего достиг - победителя без признаков жизни увезли из зоны в тюремную больницу.
Но чудо-таки свершилось. Врачи вытащили Ивана с того света. После комы молодой организм выдюжил. Но тут началась "падучая" - Иван стал эпилептиком. Изнуряющие приступы преследуют его уже долгие годы.
С приходом эпилепсии и обнаружилась эта странность - Андриеш неожиданно сильно заиграл в шахматы. Никто в его окружении не мог выиграть у невзрачного на вид заключенного. Отсидев первый срок, Иван так и не образумился. Потом были еще две ходки в зону общим сроком на 18 лет.
За колючкой он пользовался нежданно проявившимся даром на полную катушку. Среди зэков, с которыми довелось сидеть Андриешу, было немало любителей шахмат. Выиграть у Ивана считалось своеобразным знаком отличия, высшим достижением. Да только редко кому Фортуна улыбалась. Зато Андриеш жил припеваючи: в сигаретах, чае недостатка не испытывал. Практически не работал, но в передовиках числился: норму за него выполняли должники.
Однажды, правда, сильно перетрусил. Когда, увлекшись, выиграл у сокамерника миллион (!) штук сигарет - вспомнил, что с ним всего за пару-тройку блоков сделали. С той поры аппетит поумерил. То, что Иван и в самом деле шахматист незаурядный, подтвердилось позже, когда, отсидев срок, вышел на свободу и стал пациентом психиатрической клиники: эпилепсия донимала вчерашнего зэка. Так случилось, что попал он в отделение, которым руководит врач Александр Попов, увлекающийся шахматами. Он-то и обратил внимание на способности необычного пациента.
Доктор понял, что Иван играет на весьма высоком уровне. Человек творил в шахматах такое, что и иным мастерам не по силам. Выяснилось вдруг, что Андриеш назубок знает - откуда только? - защиту Грюнфельда. Кто знаком с ней, помнит, что изложена она на множестве страниц и включает в себя несметное число комбинаций.
Окончательно убедился врач в уникальности своего пациента, когда организовал ему сеанс одновременной игры с десятью мастерами. Андриеш выиграл все партии.
Даже специалисты не находят убедительных объяснений необычному дарованию вчерашнего зэка. Предполагают лишь, что травма головы привела к изменениям в мозге, "аукнувшимся" не только тяжелой болезнью, но и появлением "шахматного таланта".
Сейчас 56-летний Иван Андриеш живет в доме для престарелых. Среди его соседей немало любителей скоротать время за шахматной доской. Иван с удовольствием обыгрывает азартных старичков, пополняя таким образом свой скудный бюджет. И мечтает о более серьезных противниках, полагая, что в Молдавии ему нет равных.
- Хотел бы с Каспаровым сразиться, - без доли иронии заявляет "тюремный гроссмейстер". - Если и не выиграю, то уж ничья у меня точно в кармане.