ПАРОЛЬ "СРП",

Министерство промышленности и энергетики России отправило в правительство пакет документов, необходимых для вступления в силу соглашения о разделе продукции (СРП) по Приразломному месторождению. Об этом сообщил директор департамента структурной и инвестиционной политики Минпромэнерго Андрей Дементьев. Таким образом, сделан существенный шаг в продвижении первого в России проекта по освоению углеводородных кладовых на арктическом шельфе, вслед за которым к разработке будут подключаться другие крупнейшие морские месторождения, расположенные в акваториях Баренцева и Карского морей, Обско-Тазовской губы.

Подготовка к освоению арктических морских глубин в стране началась больше десятка лет назад. За это время не раз менялись основные участники и инвесторы проектов. В частности, для работы на месторождении Приразломное Газпром поначалу пытался скооперироваться с австралийской компанией DAP, потом с германским "Винтерсхаллом". Но иностранные инвесторы вскоре вышли из игры. В итоге партнером газового концерна на арктическом шельфе стала отечественная государственная компания "Роснефть". По словам одного из ведущих экспертов Бориса Никитина, союз с "Роснефтью" дал неплохие результаты. Почти сразу было принято решение о сотрудничестве с крупнейшими судостроительными и ремонтными предприятиями Северодвинска (Архангельская область), размещены заказы на строительство морских ледостойких самоподъемных платформ (МЛСП) для нефтяного Приразломного и газового Штокмановского месторождений. Кроме того, начато строительство самоподъемной буровой установки "Арктическая", предназначенной для бурения разведочных и эксплуатационных скважин в Печорском море.
Делегация газовиков, побывавшая в Северодвинске, имела возможность наблюдать строящиеся объекты на заводах "Севмаш" и "Звездочка". Эти предприятия расположены через залив и работают в техническом и технологическом тандеме. Опыт, полученный в "оборонке", позволяет судостроителям возводить сложнейшие конверсионные объекты, причем не только плавучие, но и сухопутные. Однако степень готовности арктических сооружений и темпы работ пока не устраивают ни заказчиков, ни исполнителей: из-за слабого финансирования сроки строительства слишком затянулись. Так, на изготовление СПБУ "Арктическая" было отпущено 27 месяцев. Между тем стройка затянулась почти на десятилетие. Как пояснил мне генеральный директор завода "Звездочка" Николай Калистратов, уровень финансирования поначалу составлял лишь 15 процентов от необходимого, а потом средства вообще перестали поступать. Какое-то время завод продолжал строительство за собственный счет. Удалось сохранить мощности и даже усовершенствовать проект.
- Многое пришлось изменить,- дополнил гендиректор "Газфлота" Александр Мандель.-Мы увеличили глубину бурения до 6,5 тысячи метров, сделали установку более устойчивой, модернизировали ее до такой степени, что теперь она может работать круглый год в сложных климатических условиях Арктики. Морским месторождениям стало уделяться больше внимания, поэтому многое изменилось. Разрабатывается график до 2007 года. В том же году, если ничто не помешает, "Арктическая" будет спущена на воду.
Увеличиваются темпы работ и на строительстве "Приразломной". Сейчас здесь свыше 1200 специалистов. Эта платформа представляет собой уникальный комплекс для разведки, добычи и хранения нефти. В 2005 году она будет отбуксирована и установлена в районе месторождения, где в течение 25 лет предполагается добывать "черное золото". Доходы государства от реализации Приразломного проекта, по самым скромным подсчетам, составят от двух до трех с лишним миллиардов долларов.
Техническое и технологическое обеспечение арктических проектов становится ключевым вопросом для нефте- и газодобытчиков, подчеркнул на совещании в Северодвинске заместитель председателя правления ОАО "Газпром" Александр Ананенков. Компания формирует портфель заказов на 30 лет вперед, что необходимо для освоения перспективных нефтегазовых провинций. Одно из важнейших требований к машиностроителям - строить более компактные морские объекты, шире внедрять "безлюдные" технологии, учитывать, что от уровня технического обеспечения месторождений зависит конкурентоспособность российских нефти и газа на рынке.
Потребности мировой экономики в углеводородном сырье увеличиваются с каждым годом: по прогнозам аналитиков, к 2030 году спрос на газ, например, вырастет вдвое. Полностью обеспечить своих и зарубежных потребителей "голубым топливом" можно только с помощью морских месторождений. Для того чтобы доставить российский газ по дальним адресам, необходимо создать специализированный флот.
- В связи с этим газовики обращаются к машиностроителям с просьбой проанализировать свои возможности в области строительства танкерного флота, а также изготовления судов для перевозки газа,- подчеркнул на встрече с судостроителями А. Ананенков. - Наша цель - максимально использовать мощности отечественных оборонных предприятий для растущих конверсионных заказов.