09 декабря 2016г.
МОСКВА 
-2...-4°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВЕЛЕНО СТОЯТЬ НА МЕСТЕ

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 10 Октября 2000г.
На прошлой неделе министр энергетики Александр Гаврин пообещал: "В середине октября в России произойдет снижение розничных цен на нефтепродукты". Значит, к концу этой недели?

Министр основывал свой прогноз на том, что "государством и министерством предпринят ряд мер, которые способствовали насыщению внутреннего рынка нефтепродуктами и позволили стабилизировать оптовые цены на них". Под "мерами" Александр Гаврин подразумевал восстановление для нефтяных компаний "балансовых заданий" на поставку нефти на внутренний рынок (не выполнил задание - не допускаешься к экспортной трубе), а также повышение экспортной пошлины на нефть - чтобы сделать ее вывоз не столь выгодной.
Параллельно министр разослал руководителям крупнейших российских нефтяных компаний специальные письма, в которых потребовал снизить цены на бензин, мазут и дизтопливо, реализуемые внутри страны, и вообще "подумать о ценовой политике на внутреннем рынке". Письма эти, похоже, были встречены без энтузиазма. Правда, комментировать их президенты нефтяных компаний не стали (критиковать министра - себе дороже). Зато бывший начальник А.Гаврина (министр, как известно, до недавнего времени был мэром г.Когалыма) губернатор Ханты-Мансийского автономного округа Александр Филипенко заявил: "Глобальная ситуация говорит о том, что нефти в мире становится все меньше. Хотим мы этого или нет, но цены расти будут".
Цены и впрямь растут невиданными доселе темпами. По данным Госкомстата РФ, за один лишь сентябрь автомобильный бензин подорожал на 13 процентов (в среднем по России), тогда как в августе подорожание составило 6,3 процента, а в июле - всего 2,2 процента. В первую неделю октября рост цен продолжился. Тем не менее спрос на бензин растет еще быстрее, в результате чего во многих регионах страны периодически возникает его дефицит. Причем начинается он с исчезновения дешевых марок, которые через несколько дней появляются уже с другими ценниками.
Так с чего же вдруг теперь бензин начнет дешеветь? Увы, по прогнозам аналитических агентств, если нынешний диапазон цен на ходовой бензин в стране - от 7,2 до 9,7 рубля за литр, то во второй половине октября цены, скорее всего, вырастут до 7,6 - 9,8 рубля за литр.
Правда, по заявлению вице-премьера Виктора Христенко, в правительстве России подготовлено и в ближайшее время будет подписано постановление о повышении экспортных пошлин на нефтепродукты. Но, отвечая журналистам на вопрос о возможности ограничения вывоза бензина из России из-за резкого повышения цен на него в последний месяц, В.Христенко заявил, что "никаких ограничений вводиться не будет". Хотя известно, что нынешний дефицит моторного топлива в стране возник не только из-за роста экспорта нефти. Бензин тоже вывозился из страны ударными темпами: за январь - июль этого года экспорт бензина в дальнее зарубежье вырос на 89 процентов, а в СНГ - на 72 процента. Но вице-премьер В.Христенко считает, что "ситуация на бензиновом рынке страны постепенно нормализуется", а потому "подобные шаги не входят в планы правительства".
Правительство можно понять: оно имеет от экспорта нефтепродуктов немалые налоговые отчисления (после повышения пошлин они еще вырастут). Теперь свою долю от экспортных доходов на бензине и солярке потребовали и железнодорожники. В конце минувшей недели Министерство путей сообщения направило телеграмму о повышении в IV квартале 2000 года уровня тарифов на экспортные перевозки нефтепродуктов. Железнодорожники объясняют этот шаг тем, что "отрасли необходимо компенсировать затраты на постоянно растущее в цене дизельное топливо и топливный мазут". Ибо нефтяники сейчас "дерут" за них с МПС по 6800 - 7200 рублей за тонну, в то время как всего несколько месяцев назад цены держались на уровне 3 тысяч рублей за тонну солярки.
В итоге доходы нефтяных компаний от экспорта нефтепродуктов начинают резко падать. Мировые цены на сырую нефть тоже уже пошли вниз. А потому слабо верится в то, что нефтяники вдруг послушаются министра А.Гаврина и бросятся снижать розничные цены на моторное топливо. Тем более что с января, когда заработает уже принятая вторая часть Налогового кодекса, акциз на бензин вырастет аж впятеро, и цены на него придется снова повышать.
В этих условиях у местных властей нередко возникает вполне понятное горячее желание самим "поруководить" ценами на АЗС хотя бы сегодня. В Хабаровском крае, например, краевая администрация уже установила с 5 октября предельные цены на основные марки бензина: теперь здесь стоимость бензина АИ-93 не должна превышать 9 руб. за литр, АИ-76 и дизельного топлива - не выше 7 руб. 70 коп. Власть утверждает, что ее "подбили" на этот шаг чересчур жадные коммерсанты, которые, получая бензин на Хабаровском нефтеперерабатывающем заводе по "вполне божеским" оптовым ценам, в погоне за сверхприбылью непомерно взвинтили цены розничные. В итоге топливо на хабаровских АЗС оказалось дороже, чем во Владивостоке и других городах Дальнего Востока, получающих бензин из того же Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Пришлось создавать краевой штаб и регулировать. "Установленные тарифы будут действовать до 25 октября, а там штаб соберется на очередное заседание", - подчеркнули в краевой администрации.
Но заметьте: в Москве, где платежеспособность населения значительно выше хабаровской, цены на бензин пока "не возносятся" без всяких волевых решений. Просто столичные власти за последние пять лет позаботились о привлечении в Белокаменную многих компаний, торгующих бензином. В результате здесь создана более или менее приличная конкурентная среда, которая сама регулирует цены в пользу потребителя. И делает это получше любого губернатора или министра.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников