БЕСШОВНАЯ ТРУБА ЗОВЕТ

Таганрогский металлургический завод ("Тагмет") - эффективно работающее в металлургической отрасли российское предприятие. После акционирования в 1995 году дирекции удалось сохранить потенциал производства и найти новые рынки сбыта. В прошлом году завод получил звание "Лучший экспортер" в отрасли. Однако недавно над ОАО "Тагмет" нависли тучи...

На 9 ноября назначено внеочередное собрание акционеров ОАО "Тагмет", на котором предлагается рассмотреть вопрос о досрочном переизбрании совета директоров.
В прессе появилась информация о том, что "Тагмет" попадет под контроль "Альфа-Групп", поскольку входящая в нее компания "Альфа-Эко" имеет блокирующий пакет акций предприятия (более 25 процентов). Так ли это на самом деле?
В середине лета "Альфа-Эко" начала охоту за акциями преуспевающего "Тагмета". К середине сентября акции завода подорожали с 30 копеек до 2 рублей. Но основная часть акций по-прежнему осталась в руках прежних владельцев - ИЧП "Шельф" (35 проц.) и таганрогского банка "Петровский" (16 проц.).
Генеральный директор "Тагмета" Сергей Бидаш опроверг сообщение о том, что "Альфа-Эко" получит право участвовать в управлении предприятием. За "Альфа-Эко" и ее филиалами числится по реестру акционеров только 15,3 процента акций. В свободном обращении находится еще 4,4 процента. Даже если вездесущая компания скупила свободные акции, все равно ей не удалось собрать более 25 процентов.
Зачем же выдавать желаемое за действительность?
Скорее всего, блефуя, "Альфа-Эко" стремится создать ажиотаж и заставить некоторых акционеров завода расстаться со своими акциями.
Параллельно "Альфа-Эко" реализует другой сценарий усиления своего влияния на "Тагмет". Компания "Сильвер" (аффилированная с "Альфа-Эко") подала в арбитражный суд Ростовской области иск о признании недействительной сделки о покупке компанией "Шельф" в 1995 году 15 процентов акций "Тагмета". Арбитражный суд уже приступил к рассмотрению этого дела.
3 октября на первом заседании суда дирекция "Тагмета" представила документы, подтверждающие, что пять лет назад проводился инвестиционный конкурс, и после победы на нем компания "Шельф" действительно осуществила инвестиции. Это подтверждает также протокол собрания акционеров 1997 года, когда была утверждена выполненная инвестиционная программа.
Руководство завода уверено, что суд признает необоснованными претензии истца: нет убедительных аргументов незаконности сделки. Но даже если по решению суда такую сделку аннулируют, это кардинально не изменит ситуацию. В этом случае в собрании акционеров смогут участвовать владельцы 85 процентов акций, и тогда подконтрольные "Альфа-Эко" акции составят чуть более 23 процентов.
Чем же можно объяснить столь явное желание "Альфа-Эко" "поучаствовать" в судьбе "Тагмета"? Ради чего запущены в ход изощренные интриги - от распространения дезинформации в прессе до судебных разбирательств?
Нетрудно догадаться. В последние годы производимые "Тагметом" бесшовные трубы пользуются большим спросом у нефтяных компаний. Завод сам напрямую закупает необходимое сырье и напрямую поставляет трубы нефтяным компаниям, в том числе Тюменской нефтяной. Весной был заключен годовой контракт с "Сургутнефтегазом" на поставку бесшовных труб почти на один миллиард рублей. В первом полугодии предприятие выпустило на 30 процентов больше трубного проката, чем в прошлом. На экспорт отправлено 20 процентов всей продукции. Рентабельность зарубежных поставок обеспечивает удобное географическое положение завода - близость к Азовскому морю.
За 98 процентов реализуемой продукции заводу переводят "живые деньги". Предприятие получает немалую прибыль (за первое полугодие - более 700 миллионов рублей).
Не удивительно, что "Альфа-Эко" хочет активно участвовать в распределении доходов. Вероятно, она намерена участвовать и в процессе реализации заводской продукции. Надо сказать, что в 1997-1998 годах компания была посредником при поставке труб Тюменской нефтяной компании, но от ее посреднических услуг отказались. Этот разрыв был болезненным для обеих сторон. Не обошлось без судебного вмешательства. Взаимные обязательства давно выполнены, однако "Альфа-Эко" решила взять реванш. Она уже не хочет играть роль посредника в торговых операциях, хотя, как заявил заместитель гендиректора завода Михаил Недужко, предприятие готово продавать ей часть продукции. Теперь же "Альфа-Эко" хочет во всем диктовать свои условия...
Вероятно, компания намерена в будущем перепродать свой пакет акций "Тагмета" украинскому АО "Интерпайп". Эта фирма-посредник реализует продукцию украинских трубных заводов и, стремясь завоевать российский рынок, охотно идет на снижение цен. Российские металлурги этим очень недовольны и намерены возбудить антидемпинговое расследование. Многие проблемы украинской фирмы были бы решены, получи она контроль над своим российским конкурентом.
Реальность этой версии доказывает такой факт: директор московского представительства "Интерпайпа" посетил ряд нефтяных компаний, предлагая им перезаключить договоры о поставках труб в связи с тем, что контрольный пакет акций "Тагмета" скоро окажется в их руках...
Между тем "Альфа-Эко" пытается уверить коллектив "Тагмета" и общественность, что переход завода под контроль этой компании принесет ему экономические выгоды. Между тем опыт работы "Альфа-Эко" в металлургическом бизнесе говорит об обратном: за два года внешнего управления Западно-Сибирским металлургическим комбинатом компания не смогла переломить критическую ситуацию - долг Запсиба вырос до 110 миллионов долларов.
Дирекцию завода подобная перспектива совершенно не устраивает, она готова отстаивать независимость завода.
12-тысячный коллектив "Тагмета" поддерживает руководство ОАО. Люди не хотят сомнительных перемен, они знают печальные истории других российских предприятий, когда после смены руководства прибыльные заводы превращались в убыточные. Поэтому председатель профсоюзного комитета Константин Ткаченко старается помочь дирекции в разрешении возникших проблем.
Впрочем, несмотря на судебные тяжбы и информационные атаки, коллектив "Тагмета" успешно работает. Выполняет контракты на поставку труб нефтяным компаниям. В цехах ведется масштабная реконструкция. На технологических линиях устанавливается современное импортное оборудование. На пятилетнюю реконструкцию требуется около 220 миллионов долларов. Кредит в 15 миллионов долларов в рублевом эквиваленте согласился выделить Сбербанк. В ближайшие месяцы поступит первый транш этого кредита. 27 сентября дирекция "Тагмета" направила в Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг документы на регистрацию выпуска облигаций завода на 50 миллионов рублей.
Основные акционеры "Тагмета" не собираются продавать свои акции даже под давлением "Альфа-Эко". Другое дело, что искусственно созданный ажиотаж вокруг завода вызывает недоумение и настороженное отношение деловых партнеров завода. Но вскоре все должно встать на свои места...