Государство Белиз находится в Центральной Америке, на полуострове Юкатан, по соседству с Мексикой и Гватемалой. От Сочи до его берегов, омываемых водами Гондурасского залива, - не меньше 13 тысяч километров. Конечно, в том, что теплоход прошел Черное и Средиземное моря, преодолел Атлантический океан и вернулся обратно, не было бы ничего выдающегося, если бы не одно обстоятельство: "Заправщик 07" - маленькое, совершенно не приспособленное для походов в открытом море суденышко. Его основная функция - заправка или, как говорят моряки, бункеровка других судов в акватории порта. Этой плавучей цистерне запрещено удаляться от берега. С превеликим трудом "Заправщик 07" доползал от Сочи до Туапсе, а рейс в Новороссийск был для него вообще чем-то запредельным. И вдруг - в Белиз?
Да, это была фантастика, миф. Фантазия в чистом виде. Точнее - подлог. Хотя по документам, оформленным двумя предприимчивыми гражданами, выходило, что портовый бункеровщик несколько раз обогнул земной шар.
Первые сомнения в законности действий директора закрытого акционерного общества "Сочитрансойл" Сергея Иванова и его партнера по бизнесу жителя Москвы Эрнста Горбушина возникли у специалистов Южно-российского центра валютно-экспортного контроля и налоговых полицейских Сочи во время обычной проверки документации ЗАО. Появились подозрения, что в результате хитрой махинации эти двое, как теперь принято говорить, "наварили" около 250 тысяч долларов США. Заместитель прокурора города Сочи Вадим Яковенко возбудил уголовное дело в отношении С. Иванова и Э. Горбушина по статьям УК РФ 171 "Незаконное предпринимательство" и 174 "Легализация или "отмывание" денежных средств, приобретенных незаконным путем".
Чтобы изобличить преступников, потребовался целый год. Сотрудники следственного управления сочинского УВД Нина Завольская и Андрей Карай-Коза во главе с полковником милиции Тайгибом Тайгибовым выполнили поистине титаническую работу.
Фабула такова. Эрнст Горбушин, много лет вполне законно занимавшийся посреднической деятельностью на рынке нефтепродуктов и представлявший в России интересы двух иностранных компаний - лихтенштейнской "Юни Транс Ойл" и белизской "Тинга Компани Инк.", задумал провернуть дельце, обещавшее солидный куш. Он поделился планами со своим давним знакомым Сергеем Ивановым, державшим в Сочи заправочную станцию под маркой ЗАО "Сочитрансойл", и нашел в нем верного компаньона (здесь более уместно сказать - подельника). Горбушин от имени фирмы "Юни Транс Ойл" заключил контракт с Уфимским нефтеперерабатывающим заводом на поставку дизельного топлива в княжество Лихтенштейн. Иванов взял в аренду у Сочинского морского порта теплоход "Заправщик 07", чтобы доставлять башкирское горючее заграничному получателю...
Нет, "Сочитрансойл" арендовал у порта судно-бункеровщик, конечно же, для того, чтобы возить топливо из Туапсе в Сочи. Ни руководство Сочинского морского порта, ни экипаж теплохода, возможно, даже не догадывались о том, что "Заправщик 07" совершает не малые каботажные переходы, а, если судить по документам, дальние рейсы за тридевять земель, полдюжины морей и один океан.
Но,как бы то ни было, а дело у господ Горбушина и Иванова спорилось. Дизельное топливо прибывало по железной дороге в Туапсе, перегружалось на зафрахтованное судно и как бы отправлялось в ближайший к Лихтенштейну средиземноморский порт. В действительности же "Заправщик 07" потихоньку "топал" в Сочи.
Короче говоря, закупив от имени иностранной фирмы солярку в Уфе, наши "герои" якобы вывезли ее за границу и там как бы продали это топливо другой иностранной компании, которая, в свою очередь, как бы отправила его на продажу в Россию. Смысл фиктивной операции был в том, что топливо, уходившее на экспорт, не обкладывалось налогами, а вот импортная солярка уже стоила намного дороже. Пока остается довольствоваться только тем, что махинаторы получили по заслугам. Центральный районный суд города Сочи приговорил Эрнста Горбушина к восьми годам лишения свободы в колонии общего режима, а Сергея Иванова - к семи годам и шести месяцам. Обоих - с конфискацией имущества.