"КУРСК": ПОСЛЕДНИЕ МИЛИ

МОРЕ ГОРЯ
Заведующий отделением математического и программного обеспечения Российского

МОРЕ ГОРЯ
Заведующий отделением математического и программного обеспечения Российского центра судебно-медицинской экспертизы Минздрава РФ, доктор медицинских наук Сергей Абрамов:
- У судмедэкспертов теперь будут две задачи: идентифицировать личности погибших подводников "Курска" и, по возможности, установить конкретную причину смерти. Однозначных и универсальных методик, пригодных на все случаи, не существует. Для начала нужно увидеть, в каком состоянии останки. Когда тела через год находят в Москве-реке, остается один скелет. Но холодная морская вода не сильно агрессивная среда, и есть надежда, что в данном случае они пригодны для опознания. Но даже если мягкие ткани не сохранились, пол, возраст, расу и рост тела можно определить по скелетным костям. Есть даже компьютерные способы идентификации личности по черепу. Определяют личности обычно и по одежде, если она сохранилась, и по зубным формулам.
Специалисты будут определять, какие повреждения у погибших. По характеру ран можно будет установить, от каких предметов наступила смерть, и это тоже может пролить свет на обстоятельства трагедии. Ситуационные эксперты на конкретных фактах будут делать свои выводы по положениям найденных тел.
Обычный срок для решения поставленных для судэкспертов задач - месяц, но это только в том случае, если не потребуется каких-то сложных дополнительных исследований.
ПОМОЛИМСЯ О ДУШАХ ПОДВОДНИКОВ
В связи с подъемом с морского дна подлодки "Курск", бывшей более года местом последнего упокоения для ее погибшего экипажа, многие люди задаются вопросом: не нарушена ли в этом случае христианская традиция, согласно которой недопустимо тревожить могилы? Вот что сказал "Труду", отвечая на этот вопрос, протоиерей Всеволод Чаплин, руководитель Секретариата по взаимоотношениям Церкви и общества Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата:
- Действительно, наша церковная традиция требует соблюдения неприкосновенности мест захоронений. Однако в особых случаях христианская традиция допускает перенесение праха усопших из одного места погребения в другое. В истории есть немало примеров, когда переносился прах церковных иерархов и других людей. К таким особым ситуациям, безусловно, относится и подъем "Курска" с телами погибших военных моряков.
В данном случае отрадно, что президент России Владимир Путин, российские власти с глубоким человеческим пониманием отнеслись к просьбам родственников, пожелавших предать земле прах своих погибших мужей, сыновей, братьев. Насколько я знаю, в Санкт-Петербурге над их телами будет совершена молитва, часть членов экипажа "Курска" похоронят в этом городе на Серафимовском кладбище.
Отрадно также, что, несмотря на все сложности уникальной операции по подъему "Курска", рискуя собственными жизнями, российские и зарубежные специалисты, действуя рука об руку, успешно выполнили сложнейшую задачу. Все они достойны нашего поклона и благодарности.