А ГДЕ ГАРАНТИИ?

Завтра, 11 октября, на заседании федерального правительства будет рассмотрен законопроект, напрямую затрагивающий интересы десятков миллионов россиян и вызывающий среди специалистов, граждан жаркие споры, - куда и каким образом вкладывать деньги после введения в 2002 году накопительной пенсионной системы. Речь идет об огромных суммах - 30 миллиардах рублей в 2002-м, 60 миллиардах - в 2004-м... Немало шума вызвали опубликованные предложения о том, чтобы 75 процентов средств направлять в западные ценные бумаги и 25 - в российские. А если денежки "сгорят" при очередном кризисе, спрашивают оппоненты, - кто будет платить пенсии старикам? Это главный вопрос. Что же предлагается в последнем варианте документа? Содержатся ли в нем достаточные государственные гарантии?

Но сначала о том, как будет действовать новая система. Ее принципиальная схема дается в пространном законопроекте, насчитывающем 47 печатных страниц. Предполагается создать довольно сложную управленческую конструкцию, в которой особое внимание должно быть уделено государственному и общественному контролю. Структура выглядит так: координационный орган правительства (в него войдут представители министерств, ведомств, Пенсионного фонда) - уполномоченный федеральный орган ("регулирование, надзор и контроль в сфере формирования и инвестирования пенсионных средств") - Наблюдательный совет (осуществляет общественный контроль) - Экспертный совет (консультационная и аналитическая деятельность, выработка рекомендаций) - коммерческие управляющие компании (занимаются за установленную договором плату размещением пенсионных денег). А еще должен быть специализированный депозитарий, который (тоже на платной основе) будет не только хранить ценные бумаги и другие активы, но и осуществлять контроль за тем, как управляющие компании распоряжаются этими активами. Предусмотрен, естественно, и независимый аудит (проверки финансовой деятельности, бухгалтерской документации, ведения персонифицированного учета).
На содержание всей этой многозвенной "надстройки" пойдут из пенсионных же средств сотни миллионов, а то и миллиарды рублей. Надо будет не только покрыть эти расходы, но и существенно "прирастить" собранные взносы (иначе нет смысла в накопительной системе). В 23-й статье законопроекта определено, каким образом могут быть размещены пенсионные накопления. Их разрешено вкладывать не только в государственные ценные бумаги, но и в облигации различных российских компаний, акции открытых акционерных обществ, облигации и акции иностранных эмитентов, на рублевые и валютные счета в банках, в эмиссионные ипотечные ценные бумаги. Управляющая компания может осуществлять сделки, используя услуги независимых брокеров. Словом, вполне знакомые рыночные схемы, имеющие, однако, важную особенность - жесткий (судя по документу) контроль за надежностью и эффективностью вложений.
Однако на рынке, как известно, могут быть любые неожиданности. Даже при сверхосмотрительном поведении не застрахуешься от возможных потерь. Достаточно вспомнить события августа 1998-го. Кто же возьмет на себя риски при размещении многомиллиардных пенсионных вкладов? Мы привыкли, что о стариках всегда заботилось государство. Кто же еще придет на помощь людям, отдавшим силы и здоровье своей стране? Но теперь, если будет одобрен представленный в правительство проект документа, на государство надежды у многих стариков не останется. Ни на одной из 47 страниц (по крайней мере в том варианте, который имеется в редакции) нет даже намека на госгарантии. Возможно, лет через пятнадцать - двадцать их и не потребуется, - когда в России будет вполне устойчивая экономика с мощной, хорошо отлаженной пенсионной системой. Но сегодня отсутствие гарантий вызывает тревогу у многих россиян.
При новой системе им будет предложено самим выбирать так называемый "инвестиционный портфель". Раз в год каждое "застрахованное лицо" получит заказное письмо, в котором наряду с информацией о пенсионных накоплениях будет список управляющих компаний. Граждане должны будут решать, какой из них доверить свои деньги (или, может быть, вложить средства только в государственные ценные бумаги, и тогда государственные гарантии, по идее, должны сохраняться). Задачка потруднее, чем обмен чубайсовских ваучеров на акции. То-то будет взбудоражено наше общество. Представляю, как дядя Вася в сельской мастерской мучительно вчитывается в мудреный текст, пытаясь понять, чего же от него хотят "начальники"? Впрочем, если "застрахованное лицо" не воспользуется правом выбора, ничего страшного не произойдет, решение примет Пенсионный фонд. Для начала в 2002-м деньги будут вкладываться только в государственные бумаги, но с января 2003-го начнется массовая отправка заказных писем (это, кстати, тоже обойдется в миллиард с лишним рублей).
У законопроекта есть и горячие сторонники (среди специалистов, депутатов Государственной Думы), и не менее убежденные противники. Все плюсы и минусы, вероятно, будут тщательно взвешены на завтрашнем заседании правительства. Пока окончательное решение не принято, есть возможность внести существенные коррективы в документ, прежде чем он будет отправлен в Государственную Думу. Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, экс-министр труда Оксана Дмитриева вообще считает, что отказываться от нынешней пенсионной системы преждевременно. "В дополнение можно ввести и накопительную, - сказала она мне в коротком интервью, - но участие в ней граждан должно быть добровольным".
Другие мои собеседники высказывались за то, чтобы размещением денег занимался Пенсионный фонд или другая государственная структура, но не коммерческие управляющие компании. В любом случае государственные гарантии, по мнению ряда экономистов, необходимы (хотя бы на первом этапе). Соответствующее положение должно быть четко прописано в законе. Или судьба будущих пенсионеров не очень волнует правительство?