БЕН ЛАДЕН РВЕТСЯ К ЯДЕРНОЙ БОМБЕ

К событиям в Афганистане приковано внимание всего мира. Чем чревата операция против талибов? Удастся ли справиться с международным терроризмом? Мы обратились к директору Института политических исследований Сергею МАРКОВУ с предложением поделиться своими соображениями по этому поводу.

- Сергей Александрович, может ли быть так, что операция против талибов "вписывается" в их же собственные дьявольско-экстремистские замыслы?
- У талибов нет никакого дьявольского плана. Говорить в связи с этими событиями, что "Талибан" что-то затеял, было бы неверно. Это движение - заложник собственной идеологии радикального исламизма. Приняв ее, талибы попали в ловушку. В соответствии с ней им пришлось "приютить" у себя "глобального революционера" бен Ладена. И когда он начал осуществлять свою деятельность против "богатых народов", против американцев, то они не могут выдать его - это противоречило бы их идеологии. Так что ловушку они поставили себе сами.
- И все же нельзя было не предвидеть последствий атаки на Манхэттен, ответного удара. Значит, следует предположить, что ситуация просчитывалась и террористами?
- Бен Ладеном... Он, конечно же, предвидел развитие событий. Но было бы наивно думать, что угрозой смерти вы можете остановить такого человека. Он пытается совершить революционные действия в соответствии со своей ультрарадикальной идеологией. Его мощный идеологический постулат - борьба с "американским империализмом и сионизмом". Психология бандита-революционера позволяет жертвовать жизнями соратников, да и собственной тоже. Бомбежки придают ему силы. У него возникает острота ощущений, ему кажется, что жизнь от этого становится полноценнее...
И дьявольский замысел у него присутствует. Думаю, реальными объектами его интересов в этот момент являются не столько США, сколько режимы Пакистана, Саудовской Аравии и других стран Залива. Бен Ладен надеется, что в результате поддержки умеренными режимами действий США против террористов власть в этих странах будет свергнута его сторонниками. И тогда он получил бы, по его, видимо, расчетам, контроль над исламской атомной бомбой, над нефтедолларами, а самое главное - над нефтяным краном, от которого питается западная энергетика. Так что внешне все пока идет как бы по плану бен Ладена, а гибель тысяч сторонников для него не является проблемой. Но думаю, что в итоге он ошибется...
- Вы имеете в виду, что и со стороны антитеррористической коалиции ответ ему просчитан?
- Так ведь очевидно, что простыми ударами проблему борьбы с терроризмом не решишь. Это системная болезнь, скорее, чем-то напоминающая рак, СПИД. Конечно же, мы видим войну так называемых "сетевых структур". У современного терроризма нет центра вообще. Это - масса мельчайших групп, связанных друг с другом, расположенных в десятках городов, а не некая тайная организация, существующая в афганских пещерах. Противостоять терроризму может систематическая работа по нескольким направлениям. Спецслужбы должны искоренять эту "грибницу". Ее следует лишать подпитки путем постепенной ликвидации слишком большой разницы между наиболее бедными и богатыми. Ну и необходимо моральное возрождение современной западной цивилизации...
Предполагая, что угроза смерти щекочет бен Ладену нервы, думаю, что опасение провести 30 лет в одиночной камере, наоборот, способно парализовать его волю. В этом направлении, как известно, тоже ведется соответствующая работа...
- А какие последствия американской акции могут наступить для России?
- Для нас это чревато радикализацией некоторых исламских групп. Может произойти усиление экстремистских настроений и у нас, и на территориях наших союзников.
- Не имеете ли вы в виду очередные попытки движения к "полной суверенизации" внутри России?
- Суверенитеты объявляют заевшиеся баи. А нам грозят взрывы, бунты и тому подобные события...
- И обострение в Чечне?
- Скорее, наоборот: в Чечне напряженность может уменьшиться. То, что могло там произойти, уже произошло. Но не исключено увеличение потока идеологических наемников. Есть опасность обострения ситуации в отдельных республиках Северного Кавказа. К этому ведет идеология агрессивного экспансионизма, которую исповедуют радикалистские группы.
- Как противостоять этой опасности?
- Так же, как и в целом терроризму, - не только ударами, но и систематической скрупулезной работой по нескольким направлениям.
- Правильно ли сделала Россия, так решительно поддержав Запад в "войне с терроризмом"?
- Безусловно, правильно. Мы ведь хорошо знаем сами, что это такое, и обязаны быть союзниками. Правильно, что, поддерживая Запад, не посылаем своих солдат в Афганистан.
- Может ли поддержка Россией США принести нашей стране какие-то "выгоды"?
- Сейчас для России наступил момент, когда она получила возможность прорваться в "западный альянс".