07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МУРТАЗА РАХИМОВ, ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: БУДУЩЕЕ РОССИИ - ЗА ФЕДЕРАЛИЗМОМ

Шумилова Марина
Опубликовано 01:01 10 Октября 2001г.

- Муртаза Губайдуллович, Башкортостан отмечает уже одиннадцатую годовщину принятия Декларации о

- Муртаза Губайдуллович, Башкортостан отмечает уже одиннадцатую годовщину принятия Декларации о государственном суверенитете республики. Как бы вы оценили значимость этого документа и всего, что с ним связано?
- Это документ огромной исторической важности. Именно он открыл новый этап в развитии Башкортостана, определил направленность и содержание происходящих в республике перемен.
Принципиально важно, что наша декларация - логическое продолжение и развитие Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации, провозгласившей своей высшей целью обеспечение права каждого народа "на самоопределение в избранных им национально-государственных и национально-культурных формах" и подтвердившей необходимость существенного расширения прав субъектов российского федеративного государства. Оценивая значимость этого исторического шага, не надо забывать, в каких конкретных политических условиях он был сделан.
В начале 90-х годов Россия переживала серьезный кризис, и угроза распада Федерации была достаточно реальной. Хотя сегодня кому-то, может быть, это уже кажется историческим "сгущением красок". Башкортостан, приняв декларацию, взял на себя ответственность за проведение жизненно необходимых преобразований, соответствующих потенциалу республики и стремлениям ее многонационального населения. Федеративный договор с приложением от Республики Башкортостан, Конституция республики, Договор Российской Федерации и Республики Башкортостан о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий реализовали идеи декларации на практике, определили направленность государственного строительства в республике и ее взаимоотношения с федеральным центром. Договорные отношения позволили более эффективно распоряжаться имеющимися ресурсами, осуществлять собственные экономические и социальные программы. Сегодняшний уровень развития Башкортостана, его политический и экономический вес в стране - лучшее доказательство правильности нашего выбора - самостоятельности и самодостаточности, - сделанного 11 лет назад.
- Что лежит в основе позитивного опыта республики, какие проблемы ее развития вас тревожат?
- В основе нашего позитивного опыта прежде всего - готовность к двустороннему диалогу, сотрудничеству в поиске путей дальнейшего развития России и республики. Именно это позволило Башкортостану обойти "подводные камни", не скатиться на путь сепаратизма, разумно и взвешенно проводить социально-экономические реформы.
Провозглашенный 11 лет назад суверенитет означал самостоятельную стратегию развития. Мы не стремились "зеркально отражать" все экономические новации. В основе экономической политики были государственное регулирование и концепция "мягкого вхождения в рынок". Сохранение определенных социальных гарантий для населения всегда было важнейшим мотивом конкретных экономических действий. Поэтому жители республики оказались в более щадящих условиях в годы проведения "шоковой терапии".
С 1992 года в республике ежегодно выделялись дополнительные средства на реализацию социальных программ, регулировались цены на основные продукты питания. Нам удалось преодолеть дисбаланс в развитии. Раньше, занимая одно из ведущих мест по экономическому развитию, Башкортостан по социальным показателям находился в шестом-седьмом десятке среди регионов страны. Сегодня по расходам на социальные нужды республика заметно опережает среднероссийские показатели.
Мы более высокими темпами, чем раньше, строим жилье и дороги, школы и больницы, ведем газификацию. К примеру, нынче к первому сентября в республике сдана 21 новая школа. До конца года войдут в строй еще более 20. Примерно столько же было открыто в прошлом году.
Естественно, что в основе динамичного развития республики - серьезный экономический потенциал, который мы стремимся рационально использовать. По объему промышленного и сельскохозяйственного производства мы устойчиво входим в первую десятку субъектов Российской Федерации, имеем рейтинг стабильного региона на мировом рынке.
Самостоятельный курс республики дал свои позитивные результаты не только в социально-экономической сфере, но и в создании и развитии четкой системы государственного управления, проведении гибкой национальной политики.
Историческое прошлое и сегодняшние реалии показывают, что продуманная национальная политика для России - жизненная необходимость. В Башкортостане проживает более 100 народностей. Как можно упустить это из виду? Поэтому в числе приоритетов государственной политики - создать народам условия, в которых они могут сохранять свои национально-культурные истоки, развивать самобытную национальную культуру. У нас в школах ведется обучение на 14 языках народов республики, работает множество национально-культурных объединений и центров, газеты выходят на шести языках, достаточно энергично и конструктивно работает Ассамблея народов Башкортостана.
О деятельности в этом направлении можно много рассказывать, но главное в том, что в республике сохраняется межнациональное согласие, возникла особая доверительная атмосфера межнационального общения. Этот наш позитивный опыт вполне можно использовать и в других регионах, что было отмечено во время встречи в Уфе президента РФ Владимира Путина с руководителями национальных объединений республики.
Башкортостан развивается динамично, но это вовсе не означает, что беспроблемно. И экономический рост, наметившийся в последнее время, выявил проблемы еще четче. Прежде всего это сырьевая направленность нашего производства. Как и в целом по России, доходы нашего бюджета в основном обеспечиваются за счет сырьевых источников. Несмотря на принятые меры, продолжается моральное и физическое старение производственной базы ведущих отраслей экономики. Мы обеспокоены тем, что отдача агропромышленного комплекса не соответствует ежегодным инвестициям в него.
Сегодня требуется серьезная переоценка форм и методов проведения аграрной реформы, причем в комплексе с преобразованиями в других отраслях экономики. Экономическая заинтересованность и перевод аграрного производства на самоокупаемость могут стать здесь действенным механизмом регулирования экономических отношений. Позитивную роль должна сыграть и земельная реформа, предполагающая вовлечение земли в экономический оборот и создание эффективной системы землепользования.
Хочу выделить одну социальную проблему, о которой в последние годы много говорится. Я имею в виду неблагополучную демографическую ситуацию в стране. В Башкортостане тоже началось сокращение численности населения. Пока ненамного. Но это тревожный симптом, требующий принятия незамедлительных мер. У нас в республике семья, дети - традиционно в центре внимания, но, видимо, надо еще больше усилить государственную поддержку многодетных и молодых семей.
Одним из решительных шагов в обеспечении социальной защиты многодетных семей стало то, что этот год объявлен у нас годом Матери, выплачиваются дополнительные ежемесячные пособия семьям, имеющим четверых детей, в размере 1000 рублей, пятерых и более - 1500 рублей. Ну а семьи, в которых десять и более несовершеннолетних детей, ждет приятный сюрприз - микроавтобус "Газель". Многодетным малообеспеченным семьям предоставляются льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Из республиканского бюджета выделяются значительные средства для приобретения первоклассникам письменных принадлежностей и школьной формы. Кроме того, в каждом районе, городе разработаны комплексные программы по улучшению демографической ситуации. Проводимая работа дает положительные результаты. По уровню рождаемости мы опережаем многие регионы России. А, по предварительным данным, с начала этого года уже отмечается увеличение числа родившихся по сравнению с тем же периодом прошлого года. И это -замечательно.
- Сейчас идет дискуссия о том, уместен ли вообще термин "суверенитет" в отношении республик в составе Российской Федерации. Провозглашение государственного суверенитета многими расценивается как проявление сепаратизма. Что вы думаете по этому поводу?
- Наша позиция известна. Конституция России провозгласила республики "государствами", тем самым признается их суверенитет. Разумеется, в рамках существующих полномочий, ограниченный, но тем не менее суверенитет. Так что суверенные республики в составе Российского федеративного государства - это не проявление сепаратизма, не самодеятельность регионов, а нормальное явление, обусловленное действующей Конституцией и Федеративным договором.
Суверенитет Башкортостана - органичная часть общероссийского суверенитета. Поэтому о "развале" российской государственности не может быть и речи! Являясь донором федерального бюджета, Башкортостан в состоянии самостоятельно решать многие насущные проблемы на своей территории. И разве самодостаточность региона - во вред России?
На мой взгляд, в критике суверенитета, нашего стратегического курса, направленного на сохранение и развитие экономического, нравственного и культурного потенциала республики, больше политической спекуляции и политиканства со стороны определенных сил, чем позитивного анализа и реальной заинтересованности в укреплении Федерации. Сегодня некорректно вести разговор о дальнейшем существовании или несуществовании суверенитета республики. Отрицание суверенитета субъектов Федерации ведет к унижению национального достоинства народов, способно дестабилизировать обстановку, привести к расшатыванию единства России как Федерации.
- Сегодня проводится президентский курс на укрепление российской государственности, усиление властной вертикали. Какими, на ваш взгляд, должны быть взаимоотношения федерального центра и регионов?
- Мы поддерживаем курс президента страны на усиление позиций государства, восстановление управляемости в системе государственной власти. Важно только, чтобы усиление властной вертикали сопровождалось укреплением федеративного государства, а не ограничением самостоятельности регионов, возрождением мелочной опеки над ними. А такая опасность есть. Федерализм ведь не только принцип государственного устройства, но и мировоззрение, в основе которого - взаимное доверие центра и регионов, прозрачный баланс интересов. А мировоззрение многих федеральных чиновников остается унитаристским и медленно поддается изменениям.
Понятно, что воссоздание единого правового пространства необходимо. Однако надо иметь в виду, что оно у нас деформировано на всех уровнях. Некоторые федеральные законы противоречат друг другу и Конституции, вторгаются в компетенцию субъектов Федерации (достаточно вспомнить "одиозный" закон о пчелах, неужели регулирование пчеловодства должно осуществляться на федеральном уровне?). По ряду позиций многие республиканские законы лучше федеральных. Поэтому работа по согласованию регионального и федерального законодательств - процесс обоюдный. Необходим механизм объективной оценки правовых актов, чтобы действовал закон, доказавший свою большую рациональность и результативность.
По сути мы еще только строим федеративное государство. В последние десять лет субъекты РФ создавали и развивали свою государственность, отлаживая отношения с федеральным центром. У Башкортостана сложилась отрегулированная в правовом отношении система взаимодействия.
Сейчас на федеральном уровне решается один из наиболее болезненных вопросов разграничения полномочий, то есть определяется степень самостоятельности регионов на будущее. В отношениях нашей республики с Российской Федерацией эти вопросы определил и сбалансировал Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий 1994 года, который на деле показал свою эффективность и гибкость.
Договорная практика в принципе позволяет более оперативно учитывать специфику каждого региона. Теперь необходимо принять федеральные законы в этой области. Но они смогут работать, если только будут учитывать федеративный характер государства и реальный практический опыт взаимодействия федеральных и региональных властей, накопленный за последние годы.
Будущее России - за федерализмом. И демократизм федеративного устройства состоит прежде всего в том, что субъекты Федерации не утрачивают своей государственности. А построение такой Федерации требует определенной культуры сотрудничества федеральной и региональной властей, позволяющей им объединенными усилиями развивать мощь своего государства.
-Каким вы видите будущее своей республики в новом тысячелетии?
- Я вижу Башкортостан политически стабильным, экономически развитым и духовно богатым регионом, где все граждане защищены законом и имеют надежные социальные гарантии, где людям не страшно за себя и своих детей. И для создания такого общества у нас есть все: политическая воля, государственный опыт, ответственность за судьбу республики и самое главное - талантливый и трудолюбивый народ.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников