"ВЫТЕСНЯТ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ"

В спорах по вопросу вступления России во Всемирную торговую организацию политики разных, порой полярных взглядов приходят к небесспорному, но заслуживающему, видимо, серьезного внимания выводу: поспешные, недостаточно "просчитанные" шаги в этом направлении могут даже подорвать стратегические отрасли отечественной экономики...

Вице-спикер Госдумы, "яблочник" Владимир Лукин полагает, что Запад ставит перед Россией "неконструктивные и неприемлемые условия". В интервью "Интерфаксу" он привел пример Китая, который 17 лет ведет переговоры о вступлении в ВТО и при этом "борется за каждую позицию". "И мы должны так же делать, - уверен один из лидеров "Яблока", - я не говорю о 17 годах, а о борьбе за каждую позицию". Коллега Лукина вице-спикер от ЛДПР Владимир Жириновский был еще более категоричен: "В ВТО вступать не надо". По его мнению, не стоит обольщаться скорым потоком инвестиций в отечественную экономику, поскольку нам придется постоянно слышать, что "условия не соответствуют - то климат не тот, то на Северном Кавказе опять загорелось, то не так выборы провели". "Россия резко сократит экспорт своей продукции и окажется в очень тяжелых условиях", - подытоживает экспрессивный Жириновский. Когда такие непримиримые политические оппоненты, как "Яблоко" и ЛДПР, дают схожие оценки по принципиальному вопросу, это кое о чем говорит. Тем более что выводы политиков подтверждаются и некоторыми выкладками Российского национального комитета Международной торговой палаты.
Совместно с Российской академией наук его специалисты проанализировали последствия вступления в ВТО для семи ведущих отраслей российской экономики. В частности, считают аналитики, технологическая модернизация и повышение конкурентоспособности российского автопрома в рамках ВТО вообще невозможны. Пока отечественные автомобили конкурентоспособны из-за своей низкой цены и недорогого обслуживания. Вступление России в ВТО приведет к значительному снижению цен на иномарки. И если рядового обывателя такая новость скорее обрадует, то для государства последствия окажутся совсем не радужными. Экспансия зарубежных автомашин не только сведет на нет зарубежные инвестиции в нашу автомобильную промышленность, но и снизит стимулы к развитию иностранных сборочных производств на российской земле.
Дело не ограничится и увеличением аварийности (по статистике, "бэушные" иномарки бьются вдвое чаще старых "Волг", "Москвичей" и "Жигулей"). Сегодня выпуском отечественных автомашин заняты около семисот тысяч человек. Если посчитать еще и работников смежных отраслей, получится почти шестимиллионная армия рабочих и инженеров. На автомобилестроении "завязаны" 7 процентов экономически активного населения страны. Автопром обеспечивает поступление в государственную казну каждого восьмого рубля. Поспешное вступление в ВТО в кратчайшее время лишит бюджет "автомобильных" налогов, а масса специалистов останется без работы.
Безусловно, повышение пошлин на подержанные иномарки несколько ограничивает в выборе многих потребителей. Но оно дает надежду, что через семь-десять лет административные барьеры станут излишними. Увеличение производства отечественных автомобилей уже дает толчок, хотя пока и слабый, развитию опытно-конструкторских разработок.
Остановить этот процесс скоропалительными решениями по вступлению в ВТО - значит в недалеком будущем обречь большинство автолюбителей на пользование импортным автостарьем. И не факт, что западные продавцы, увидев крах российских производителей, не "задерут" цены на свой товар. Тогда какой-нибудь "фольксваген" двенадцатилетней свежести покажется невиданной роскошью, а о некогда доступных "Жигулях" останутся лишь тоскливые воспоминания.
Спешка по пути в ВТО влечет и более глобальные проблемы, чем крах автопрома. России придется пересматривать обязательства в рамках едва ли не единственного реально работающего механизма СНГ - Таможенного союза. А это застопорит экономическую интеграцию на постсоветском пространстве. Иностранные банки, оказавшись в России, будут, естественно, работать на свои интересы, не исключено, даже вывозить средства, привлеченные на российском рынке. Контроль над денежными потоками может повлечь при определенных обстоятельствах острый кризис финансовой системы России.
Обобщенный прогноз развития событий при необдуманном и поспешном вступлении России в ВТО дает директор Сводного департамента зоны свободной торговли Исполкома СНГ Владимир Покровский: "Транснациональные корпорации имеют богатейший опыт по вытеснению конкурентов с рынка - и этим, безусловно, воспользуются. Например, если сейчас открыть полностью рынок услуг мобильной связи, то через некоторое время никаких национальных компаний в этой сфере не будет. То же самое касается банковских услуг, многих товаров, особенно продовольствия. Страны ЕС тратят колоссальные суммы (несколько суммарных бюджетов всех стран СНГ, вместе взятых) на поддержание низких цен на продовольственные товары. Они вытеснят нас, не задумываясь". ...Тут есть над чем поразмыслить.