ФОРВАРД ПОПАЛ В ВОРОТА ИЗДАТЕЛЬСТВА

Молодой нападающий петербургского "Зенита" и сборной России Александр Кержаков после чемпионата мира-2002 вдруг перестал забивать. Болельщики сразу вычислили причину - форвард с прямых обязанностей переключился... на писание мемуаров. К этой непростой для 20-летнего человека работе он приступил по настоянию личного (!) пресс-атташе, который наложил "табу" на интервью с журналистами и даже, говорят, на встречи с любимой девушкой.

"До 16 и старше" - так назвал свою книгу 20-летний форвард. В ней, как признается автор, своего рода отчет о проделанной работе. Рассказ о том, как пришел в футбол, где и с кем занимался, как осуществилась его "грандиозная мечта" - играть в "Зените". Это первый в нашей стране случай, чтобы в столь юном футбольном возрасте, едва достигнув известности, игрок издал свои мемуары.
Пользуясь случаем презентации книжки, я задала Александру несколько вопросов.
- Как давно пришла к вам идея написать эту книжку?
- Сразу после возвращения с чемпионата мира приходилось давать тогда много интервью. Вопросы журналистов нередко повторялись. Решил: напишу и всем сразу отвечу.
- Какие страницы дались наиболее трудно?
- Я старался быть предельно откровенным в каждом слове. Наиболее трудно дались страницы, посвященные чемпионату мира-2002. Наша сборная выступила там не слишком успешно. Я мог бы помочь в последнем матче, да удар не получился...
- А для Олега Романцева, интересно, нашлись добрые слова в книжке?
- Как же они могли не найтись, если именно благодаря Олегу Ивановичу я попал в сборную, а потом вместе с ней и на мировой чемпионат? У меня о нем самые лучшие воспоминания.
- Интересно, как отнеслись к вашей "пробе пера" товарищи по команде, тренеры "Зенита"?
- С интересом. Юрий Андреевич Морозов, например, заглянув к нам на тренировочную базу, просил не забыть его, подарить экземпляр. А защитник Овсепян предложил часть тиража отвезти к нему на родину, в Армению - пусть молодежь читает и учится, как становиться мастерами.
- А вы считаете себя уже сформировавшимся мастером?
- Я в книге пишу об этом так: "Если в Японию (на чемпионат мира. - Л.Б.) я уезжал обычным парнем, просто любящим повозиться с мячом, то вернулся уже в статусе "надежды российского футбола" со всеми вытекающими последствиями... Говорят, после Японии я возмужал, почувствовал себя лидером. Отец считает, что пришло ощущение полноправного игрока основного состава. Может быть, со стороны заметнее. Однако сам по себе я этого не чувствовал. Вот только в чемпионате голы почему-то пошли".
- В книге немало страниц посвящено вашим родителям, их подробной биографии. Своего отца Анатолия Рафаиловича считаете своим первым и единственным тренером. Как и Дима Сычев, ваш товарищ из теперь уже бывшего для него московского "Спартака".
- Дима, кстати, мне недавно звонил. Говорили с ним о разном. Скандала со "Спартаком" не касались. А то, что отца считаю главным своим тренером, - так он столько сделал и делает для меня, помогая в футбольном становлении...
- Да он же не профессионал!
- Ну и что? Главное, что он знает меня, любит, все делает для меня. Он ведь сам играл в футбол в молодые годы, эта игра родная для него.
- Ваш младший брат 15-летний Михаил тоже занимается футболом, подающий надежды голкипер. Бываете на его тренировках, играете вместе?
- Я сейчас дома редко бываю, все больше на сборах, матчах. Но иногда в свободное время удается перекинуться с Мишей мячом. Мы друг за друга болеем, поддерживаем. Живем вместе, в трехкомнатной квартире, предоставленной клубом. Я и родителей перевез сюда из Кингисеппа.
- Слышала, не разрешаете им работать?
- Наработались уже, поднимая нас с братом на ноги, пусть отдыхают. Теперь в нашей семье деньги зарабатываю я. Мама увлечена сейчас автовождением. Я подарил ей свою "Мазду". Она уже съездила на ней в Тверскую область - в гости к родственникам. Себе купил "Ауди ТТ". Давно мечтал об этой машине.
-Любите быструю езду?
- Какой русский ее не любит! Но не лихачу, разве когда опаздываю куда-нибудь.
- Вот вы написали книгу. В свое время, после первого для себя чемпионата мира, то же самое сделал и англичанин Майкл Оуэн. Читали его творение?
- Нет. Мы с издательством, готовя "До 16... ", не хотели ничего и никого копировать, шли своим путем.
- Я не про "копирование". Мне кажется, интересно познакомиться с тем, что пишут старшие и более знаменитые товарищи из знаменитых футбольных держав. А что вообще читаете, скажем, в настоящее время?
- Люблю классическую литературу. Недавно прочитал "По ком звонит колокол" Эрнеста Хемингуэя.
- Александр, с чем связана ваша нелюбовь к интервью? Они же составная часть вашей нынешней работы. К тому же ваша футбольная звезда, как мы все надеемся, еще только восходит. Не рано ли "заважничал"?
-Да не важничаю я! Просто сейчас у меня далеко не все получается на поле. Перестал забивать голы. Команда на 10-м месте в чемпионате. В Кубке УЕФА выбыли из борьбы раньше, чем могли бы. Не вижу пока смысла в интервью. Вот наладится игра, тогда - с удовольствием!
В воскресном матче с ЦСКА Кержаков опять покинул поле без гола. Одним словом, много еще чистых листов в автобиографии юного форварда. Как там, после 16... ?