СМЕРТЕЛЬНАЯ ЗАТЯЖКА

В ближайшие дни в Государственную Думу будет внесен проект закона, подготовленный Комитетом по

В ближайшие дни в Государственную Думу будет внесен проект закона, подготовленный Комитетом по охране здоровья и спорту. Он призван ужесточить принятый ранее Закон "Об ограничении курения табака". На "круглом столе", проведенном совместно думским комитетом и общественной организацией "Твой выбор", снова прозвучали жуткие цифры: средний возраст начала курения в России - 11 лет, ежегодно в стране от причин, связанных с курением, умирают 300 тысяч человек. Способен ли новый закон изменить ситуацию? На этот вопрос мы попросили ответить председателя Комитета по охране здоровья Николая Герасименко.
- Мы убеждены в эффективности законодательных мер по ограничению курения вообще и особенно - подросткового курения. Судите сами. Уже действующий закон вступил в силу в январе 2002 года. Полтора с лишним года - срок небольшой, и все же мы видим, как ситуация пусть медленно, но меняется. Согласно недавним опросам, сознательных сторонников табакокурения в стране не так уж много - всего 22 процента, остальные хотели бы бросить курить. Совсем недавно эти цифры были значительно выше. И дело не в штрафах, предусмотренных законом. Просто сам процесс принятия закона (а он длился три года) сопровождался мощной разъяснительной кампанией, в ней участвовали практически все средства массовой информации, многие общественные организации. И результат есть. В новом законопроекте несколько важнейших моментов. Одна из статей предлагает полный запрет на любую рекламу табака за исключением специальных изданий и магазинов, которые специализируются на продаже табачной продукции. Сейчас миллионы долларов тратятся на наружную рекламу сигарет - громадные щиты, которые все мы видим на каждом шагу. Обычно это так называемая имиджевая реклама - она ориентирована прежде всего на молодежь. Смысл - внушить подростку, что сигарета - пропуск в "красивую" взрослую жизнь, где есть большие деньги, алкоголь, женщины... Эта проблема актуальна во всем мире. В 1992-м был проведен эксперимент: такая реклама была полностью запрещена в четырех странах (Канада, Финляндия, Новая Зеландия, Норвегия). Спустя пять лет анализ показал: потребление сигарет снизилось в среднем на 20 - 25 процентов. Еще один момент: законопроект предлагает повысить с 18 до 21 года возраст, с которого будет разрешено покупать табачные изделия. Это очень важно - к 21 году человек в большей мере готов сознательно принять решение курить (или не курить!) независимо от какого-то давления извне. А еще могу добавить, что мною подготовлен парламентский запрос на имя генерального прокурора В.Устинова и министра РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций М. Лесина по поводу исполнения требований статьи 7 Федерального закона "Об ограничении курения табака". Эта статья запрещает демонстрацию курения на кино- и телеэкранах, в театральных спектаклях, которые созданы после вступления закона в силу. Тем не менее герои и антигерои продолжают дымить и в горе, и в радости. Они упорно демонстрируют, что курение - неотъемлемый атрибут жизни. А мы уже много лет пытаемся доказать, что общество должно отказаться от "установки" на курение. И новый законопроект - еще один шаг в этом направлении.