ЧИСТАЯ ТУНДРА

Работа "Создание и реализация экологически безопасных технологий освоения газовых месторождений и защиты земель в условиях креолитозоны на Крайнем Севере" (авторы О.П. Андреев, Г.П. Ставкин, И.Л. Левинзон и другие) выдвинута на соискание премии правительства РФ 2003 года в области экологии и природоохранной деятельности.

Интерес к этой работе широкого круга специалистов и ученых вызван тем, что в ней рассматривается опыт ведущей газодобывающей компании Газпрома - "Ямбурггаздобычи", разрабатывающей месторождения-гиганты Ямбургское и Заполярное. Предприятие добывает на Ямале более 40 процентов газа, получаемого Газпромом, владеет лицензиями на разработку Ямбургского, Заполярного и Тазовского месторождений, обладает самыми крупными балансовыми запасами природного газа не только в системе ТЭК России, но и в мире.
Производственная деятельность газодобывающей компании осуществляется вахтовым методом. Одно из главных направлений работы - охрана природы. На решение этой задачи руководство предприятия сил и средств не жалеет. О путях защиты и восстановления земель и ландшафтов Крайнего Севера при добыче газа, осуществляемой ямбуржцами, рассказывает один из авторов работы - генеральный директор "Ямбурггаздобычи" Олег АНДРЕЕВ:
- Тундра не только территория для хозяйственной деятельности строительных, промысловых, транспортных и иных организаций. Это жизненное пространство малочисленных коренных народов с их специфическими методами хозяйствования - оленеводством, рыбным и охотничьим промыслами. Газодобытчики хорошо понимают: сохранение тундры объективно необходимо не только как среды обитания, но и как важнейшего условия обеспечения устойчивого развития предприятия, его социальной ответственности (закрепленными, кстати, решениями ООН), экологической безопасности технологических объектов.
Отмечу в связи с этим одну любопытную деталь. Если результаты техногенных воздействий на воду и воздух в условиях Крайнего Севера мало чем отличаются от аналогичных воздействий в южных широтах, то техногенные влияния на поверхность тундры весьма ощутимы. Деградация земель начинается даже при незначительном нарушении почвенно-растительного покрова, характеризуется негативными последствиями и очень слабым восстановлением. Проще говоря, след от гусениц вездехода не заживает на "теле" тундры десятилетия и довольно часто превращается в овраг. Поэтому методы восстановления нарушенного хрупкого и легкоранимого ландшафта тундры "южными способами" совершенно для нас не приемлемы. Наоборот, их применение зачастую приводит к ухудшению экологической ситуации. Не зря нами совместно с учеными Башкирского госуниверситета и Тюменской сельхозакадемии разработаны и испытаны в действии надежные методы восстановления нарушенных земель, базирующиеся на 26 изобретениях.
В эпоху перемен, в начале 90-х годов, были сформированы более качественные эколого-экономические механизмы, вошла в жизнь прогрессивная законодательная база - система платежей за загрязнение окружающей среды, плата за пользование ресурсами и недрами, федеральные и региональные налоговые льготы и т.д. В духе времени перестройка произошла и на нашем предприятии. Сейчас система природоохранных мер у нас полностью базируется на научно обоснованном экологическом землепользовании в условиях Крайнего Севера, на требованиях законодательства страны в области земельного права, охраны окружающей природной среды, эколого-экономических интересов "Ямбурггаздобычи".
Мы пошли по пути инвентаризации земель с учетом степени нарушенности, создания общей концепции защиты, внедрения природоохранных мероприятий по их восстановлению. Решение этих задач осуществляется нами на основе комплексных подходов и включает в себя проблемы геокриологии, мерзлотоведения, физической географии, почвоведения, биологии, механики грунтов, теплофизики, экологического мониторинга, экономики.
Для выбора оптимальных способов и методов защиты и восстановления нарушенных земель нами создан классификатор таких земель. В его основу положены компоненты экосистем тундры (грунты, водные системы, почва, растительность), ландшафты, в которых формируются экосистемы, природно-климатические факторы и основные виды техногенных нагрузок на экосистемы. Мы выделили первичные и вторичные техногенные нарушения. Первичные связаны в основном с механическими и тепловыми воздействиями на грунты и почвенно-растительный покров. Вторичные, возникающие в результате первичных нарушений, - это те же овраги, термокарсты.
Экологическая инвентаризация нарушенных земель позволила сделать корректировку технико-экономического обоснования природоохранных мероприятий, доказать возможность существенного снижения объемов земляных работ, норм внесения торфа, семян, удобрений, исключения известкования почв. Это дало нам возможность реализовать принцип ограниченности техногенного воздействия на окружающую среду, который лежит в основе общей концепции защиты и рекультивации земель Севера.
Усовершенствование ТЭО природоохранных мероприятий и инженерной защиты обустройства газоконденсатных месторождений принесло ощутимую выгоду. Резко сократились объемы дополнительных торфоразработок, исключилось загрязнение местности минеральными удобрениями, химическими мелиорантами, уменьшилось техногенное возникновение оврагов. Плюс к этому мы получили экономический эффект, выразившийся в уменьшении общей стоимости строительно-монтажных работ по ТЭО в четыре раза.
Стоит сказать, что на территории Ямбургского месторождения только за период 1994-2000 годов возвращено в сельскохозяйственный оборот 10365 гектаров земель, на 2150 гектарах проведена биологическая, а на 160 - инженерно-биологическая рекультивация.
Добавлю, что реализация экологической концепции Ямало-Ненецкого автономного округа по защите и восстановлению земель и ландшафтов на всех этапах освоения и разработки крупнейших газовых месторождений позволила получить громадный экономический и социальный эффект. Разработанные комплексные методы и технологии по защите и закреплению грунтов широко внедряются при строительстве автодорог, трубопроводов, промысловых коммуникаций и других объектов там, где распространены вечномерзлые породы.
Я часто ловлю себя на мысли о том, что ставлю неожиданно для самого себя вопросы экологии в один ряд с задачами газодобычи, ввода новых мощностей производства. Думаю, это неплохо. Отрадно и то, что многие мои коллеги-газодобытчики предметно мыслят об экологии. Хочу сказать, что мы готовы участвовать в любых федеральных и международных программах по обеспечению природоохранной деятельности. У нас имеется и соответствующая база - аккредитованная лаборатория охраны окружающей среды. Кстати, "Ямбурггаздобыча" активно участвует в ряде экологических проектов. Например, по договору о творческом сотрудничестве с Институтом почвоведения Сибирского отделения РАН мы работаем над проблемой глобального потепления климата. Решение вопроса курирует в том числе и правительство Австрии...