23 июля 2017г.
МОСКВА 
18...20°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 58.93   € 68.66
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ВАГОНЧИК ТРОНУЛСЯ

Алексеев Владимир
Опубликовано 01:01 10 Октября 2003г.
В российской экономике случилось знаменательное событие. С 1 октября МПС перешло на коммерческие рельсы. На базе железнодорожного ведомства образовано ОАО "Российские железные дороги" (РЖД). А как это революционное начинание может сказаться на таких "пустяках", как тарифы и цены на билеты, сегодня не ответит ни один эксперт.

МПС пока сохранилось. Но за ним остались только вопросы лицензирования, безопасности, контроля и отчасти регулирования тарифов. В таком усеченном виде министерство будет существовать, по словам премьера Михаила Касьянова, "как минимум до формирования нового правительства после президентских выборов в России". Бывший глава железнодорожного ведомства, а нынче президент ОАО "РЖД" Геннадий Фадеев считает, однако, что МПС и Минтранс ожидает скорое слияние.
Напомним, целью реформы отрасли провозглашались создание условий для конкуренции, улучшение качества сервиса и обновление материально-технической базы через привлечение инвестиций. Глава компании сразу после подписания постановления правительства заявил: "Нам не нужны дополнительные тонны и километры, нам нужны доходы". То есть надо ждать, что компания постарается больше зарабатывать. При этом следует признать, что из всех естественных госмонополий МПС и без реформы было весьма прибыльной отраслью, приносящей солидные доходы в казну.
Откуда можно черпать средства? Основные доходы отрасли приносит продажа билетов и тарифная плата за грузовые перевозки. С появлением в России богатых людей у железнодорожников открылась возможность зарабатывать на дополнительных услугах бизнес-класса. Однако таких пассажиров немного. Между тем глава РЖД заявил, что пассажирские перевозки - "не убыточная повинность, а потенциально эффективная сфера бизнеса".
По аналогии с реформами в других отраслях можно не сомневаться, что повысить эффективность попытаются за счет потребителя. Между тем специалисты заявляют, что попытки значительно поднять цены в обычных поездах обречены на провал: низкие доходы не позволяют гражданам особо раскошеливаться. На грузовых тарифах тоже вряд ли сильно разживешься, поскольку они регулируются Федеральной энергетической комиссией (ФЭК). В последний момент РЖД успела отстоять свое право на непрофильные активы, к числу которых относятся больницы, поликлиники, дома отдыха, детсады и многое другое. В ведомстве традиционно высокий уровень и качество услуг в этой сфере. После заявления Фадеева о том, что "социальная деятельность должна стать не нагрузкой, а инструментом эффективной работы", можно не сомневаться: все эти объекты начнут за плату обслуживать сторонних клиентов...
Полный переход на рельсы коммерциализации произойдет на втором этапе реформы (2003-2005 годы), когда РЖД разделится на дочерние компании по видам деятельности. В новых условиях никто уже не помешает рыночным структурам выколачивать деньги с клиентов ради достижения эффективности своего бизнеса.
С другой стороны, если нельзя больше заработать, то можно меньше тратить: сокращать расходы, отказываясь от эксплуатации нерентабельных участков магистрали и т.д. А если сложно добиться отмены убыточного маршрута, то можно изменить схему движения грузов так, что никакие ревизоры не подкопаются. На днях глава Карелии Сергей Катанандов направил в МПС возмущенное письмо: железнодорожники ввели новый прейскурант на перевозки, после чего составы с архангельским лесом (за счет его переработки живут местные предприятия) стали вдруг направляться кружным путем через Вологодскую область. В результате расстояние между станциями Беломорск и Плесецк увеличилось с 400 до 1550 километров и соответственно подорожала перевозка. Как отреагирует на подобную практику МПС, призванное блюсти государственные интересы, предсказать сложно. Ведь в РЖД сплошь "свои люди".
Неясны и перспективы с созданием конкурентной среды. По своим активам ОАО практически не будет отличаться от бывшего монополиста МПС. В начале сентября министерство разослало телеграмму, в которой указаны новые тарифы за использование инфраструктуры при грузовых перевозках. При этом перевозка в вагонах МПС обойдется на 12 процентов дешевле, чем в вагонах частных операторов. Готовясь к реформе, МПС в 2001 году приняло решение создать компании-операторы и заставило их выкупить вагоны. Сегодня независимым компаниям принадлежит 200 тысяч грузовых вагонов, а правопреемнику МПС - РЖД - 400 тысяч вагонов. Так что с самого начала госкомпания начинает работать в привилегированных условиях.
В пассажирских перевозках о конкуренции пока говорить не приходится. Эта часть железнодорожного бизнеса всегда была убыточной для МПС и покрывалась за счет высоких доходов от грузоперевозок. Если в этом спектре рынка есть возможность частникам соревноваться с РЖД, то только на самых выгодных, приносящих хорошие деньги направлениях - юг России и Петербург. Но в РЖД заявляют, что частники могут получить доходные маршруты только в том случае, если возьмут на себя обслуживание нерентабельных направлений. Из 100 существующих компаний-операторов только 5 согласились работать на таких условиях. Пилотный проект в Новосибирске, где создана первая в России частная компания пригородных пассажирских перевозок ОАО "Экспресс-пригород", уже признан успешным. Фирма, работающая в регионе, стала рентабельной даже при том, то низкие цены на билеты в электричках устанавливают местные власти.
Будет ли государственная акционерная компания более умелой в зарабатывании денег? Это самый большой вопрос, на который вряд ли кто из авторов идеи реформирования нынче ответит. Собственно, никто не мешал МПС зарабатывать деньги и прежде, что ведомство довольно успешно и делало. Об этом свидетельствует в том числе сумма уставного капитала РЖД - около 50 млрд. долларов. (То есть стоимость этого бизнеса в 10 раз больше, чем у РАО ЕЭС).
В итоге перевод МПС на частные рельсы пока однозначно решил только одну задачу - избавил министерство, а значит, чиновников, от коммерческой деятельности. Теперь деньги на перевозках будет зарабатывать ОАО "РЖД". А если железнодорожная реформа пойдет по сценарию РАО ЕЭС, под копирку которой она и писалась, то есть опасение, что страна получит схожие проблемы...
Начало работы госкомпании ознаменовалось повышением зарплаты железнодорожников, которая с 1 октября проиндексирована на 5 процентов. В текущем квартале Фадеев пообещал сотрудникам своей фирмы введение новой тарифной сетки с повышением зарплаты еще на 15 - 20 процентов.
P.S. Премьер-министр РФ Михаил Касьянов представил в четверг членам правительства нового главу Министерства путей сообщения Вадима Морозова.
Говоря о новом министре, М. Касьянов заметил, что он всю жизнь проработал на железной дороге. "Как говорится, он прошел весь путь от слесаря до начальника железной дороги".


Loading...



Три года назад Крым вошел в состав России. Какие чувства у вас по этому поводу?