ВОВОЧКА - НЕ ЧИТАТЕЛЬ, ВОВОЧКА - ПОЛЬЗОВАТЕЛЬ

Наверное, каждая женщина хоть раз в жизни сталкивалась с классической коллизией: шкаф полон, а надеть нечего. Эта ситуация прямо противоположна ситуации с литературой для детей и подростков: книг на прилавках навалом, а читать некому.

ЧИТАЙ - НЕ ХОЧУ
Нынешним детям трудно представить ситуацию, при которой томик, например, с Незнайкой или Карлсоном на обложке относился к жуткому дефициту. А ведь было такое еще совсем недавно. И тем не менее трудно было найти ребенка, не знакомого с приключениями того же Незнайки: несмотря на дефицит, мы как-то ухитрялись оставаться вполне читающей страной...
Сейчас все магазины завалены детскими книгами - классическими и новыми. На недавней XIX Московской международной книжной выставке-ярмарке им даже отвели отдельный павильон: в нем проходила выставка-ярмарка образовательной и детской литературы "Читай-ка!" И чего только там не происходило - и встречи с популярными авторами, и мастер-классы для юных переводчиков, и конкурсы, викторины, ролевые игры по книгам... "Читай-ка!" - предлагают, кричат, умоляют взрослые. А дети утыкаются в очередную компьютерную "стрелялку" или "бродилку". И оторвать их от мониторов под силу разве что Гарри Поттеру.
ИНТЕРНЕТ - МОГИЛЬЩИК КНИГИ?
И все же массовое и устойчивое представление, что дети сегодня вообще не читают, - не совсем верное. Во все времена были ребята, которых за уши тащили к книжкам, и те, которых за уши от книг оттаскивали. И сейчас, как ни странно, не перевелись маленькие библиофилы. Просто называть их теперь в школьной среде принято пренебрежительным словечком "ботаник".
В советское время юных книгочеев было, конечно, несравнимо больше. Так ведь у детской литературы и конкурентов особых тогда не наблюдалось. Что могло отвлечь ребенка от чтения? Редкие телепоказы мультиков и фильмов сплошь отечественного производства. Теперь наступила эпоха многоканального телевидения, видео, интернета. Но разве она непременно несет с собой смерть книги, в том числе детской?
Как заметил классик, "к чему бесплодно спорить с веком?" Уж если подростки так привыкли к мониторам, почему не признать за электронной литературой полное право на существование наряду с бумажной? Все эти разговоры, что интернет - большая помойка, которая влечет гибель русской литературы, напоминают упорную, но бесплодную борьбу пушкинского современника адмирала Шишкова за чистоту русского языка: как можно вместо "мокроступы" говорить "галоши" - это же катастрофа!
КНИЖКИ-"СТРЕЛЯЛКИ"
И все же нельзя не признать, что среди магазинно-лоточного изобилия полно изданий, назвать которые книгами можно лишь условно. Эти фолианты с напечатанным текстом имеют к литературе примерно такое же отношение, как аляповатые гипсовые кошечки-копилки к понятию "декоративное искусство". В таких случаях лучше не трепать попусту слово "книга" и ограничиться каким-нибудь другим термином - "изделие", например, или "поделка". Прежде всего это относится к жанру фэнтези и фантастики. По своей сути эти поделки ничем не отличаются от бесконечных компьютерных игр и конструкторов лего. В них точно так же есть исходный стандартный набор персонажей, чьи похождения варьируются до бесконечности - блуждание по незнакомому лесу (космосу), пещера с драконом (монстром), встреча с эльфом (терминатором), битва со злым магом (доктором Зло), поиск волшебного кольца, браслета, амулета (нужное подчеркнуть)... По языку и стилю эти "книги" кажутся сошедшими с одного конвейера, и чтение их равнозначно времяпрепровождению за примитивной компьютерной игрой, не дающей пищи ни сердцу, ни уму.
Не случайно в последнее время появилось изрядное количество изданий по мотивам компьютерных игр. Например, по знаменитой игре "Warcraft" вышел фантастический боевик некоего Ричарда Кнаака "Месть орков" с жутким монстром на обложке; готовится еще целый ряд книжек того же автора. "Сначала я сажусь за компьютер и играю, затем изучаю все доступные источники информации по данной игре и отмечаю те элементы, которые стоило бы использовать в своей книге, - делится Кнаак секретами творческой кухни. - После предварительного утверждения плана романа я тщательно прописываю весь событийный ряд и утверждаю его у редакторов... Только после этого я могу приступить непосредственно к написанию книги. При этом часто приходится ориентироваться на ограничение по объему, которое определяет заказчик. Контроль с его стороны бывает очень жестким: например, работая на Blizzard, я должен был отправлять каждую дописанную главу вице-президенту по развитию торговой марки..."
Из всего этого можно сделать вывод, что далеко не всегда стоит жалеть о том, что дети не хотят читать книги. То есть не книги, а "изделия".
В ПОИСКАХ ГЕРОЯ НАШЕГО ВРЕМЕНИ
"Но ведь не вся же детская литература такова!" - возразите вы. И будете правы. Есть хорошие книги - и не только из разряда классики. Появлению новых талантов во многом помогают литературные конкурсы. С 2002 года проводится Всероссийский конкурс произведений для детей и юношества "Алые паруса". На днях во второй раз стартовал конкурс "Заветная мечта", призванный выявлять лучшие прозаические произведения для детей среднего и старшего школьного возраста. Книги и рукописи приходят со всей страны, из ближнего и дальнего зарубежья. Среди лауреатов первого конкурса оказались авторы и детских детективов, и книг о животных, и "самых смешных произведений"...
Но особое внимание уделялось номинации "Лучшее произведение о современной жизни детей и подростков, об их отношениях с миром взрослых". Нынешним школьникам остро не хватает именно таких книг, в которых подростки узнавали бы самих себя. Подобная литература существовала всегда - "Детство Темы", "Кондуит и Швамбрания", да и "Витя Малеев в школе и дома" из этого ряда... Конечно, все эти книги по-прежнему есть и вполне доступны. Однако детям важно читать не только про события столетней и полувековой давности, а про своих сверстников-современников. Помню, как мне в конце 70-х книга про будни и праздники послевоенного школьника Вити Малеева казалась интересной и вместе с тем далекой и устаревшей: все эти кляксы, чернильницы-непроливашки, раздельные школы для мальчиков и девочек... Другое дело - "Чучело" Владимира Железникова (впрочем, это кино так называлось, а повесть в журнале "Пионер" - "Всего-то несколько дней...") или "Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса" Ирины Пивоваровой...
Думаете, современного ребенка не заинтересует роман или повесть без лазерных мечей, колдовских снадобий и компьютерных заморочек? Книга, в которой показана повседневная жизнь обычных школьников, без прикрас и чернухи? Ведь не так уж мало детей, которые не пьют, не курят, не колются и не вступают в беспорядочные половые связи с детсадовского возраста - значит ли это, что писать о них нечего и незачем? Циникам и скептикам я бы посоветовала потрясающую повесть в рассказах одного из лауреатов "Заветной мечты" Тамары Шарковой "Из века в век". Или рассказ финалиста конкурса Василия Вашкова "Зачетный урок". Но, к сожалению, они пока не изданы - надеюсь, что пока. Зато изданы "Записки выдающегося двоечника" Артура Гиваргизова. Или "Эсмеральда на Пангалее" молодой дебютантки Юлии Большаковой - книга, доказывающая, что хорошая детская фантастика по-прежнему есть.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
И книги детские есть, и детские писатели. Проблема за малым: нужны детские читатели. И тут дело за вами, дорогие родители. Давайте не оправдываться перед детьми и собой вечной нехваткой времени. Ведь научили вы когда-то своих малышей складывать буквы в слова, слова - в предложения, а дальше? Если сомневаетесь, как отличить хорошую детскую книгу от плохой, прочтите для начала вместе с ребенком что-нибудь из старой доброй классики - она никогда не подведет. Ведь за два-три урока литературы в неделю ой как трудно убедить подросшие чада в том, что многочасовое истребление компьютерных монстров - не единственное на свете занятие...
По разным данным, от 40 до 50% вновь изданных детских книг не раскупаются.
Около 50% учащихся не читают книг вне школьной программы.
Свыше 80% школьников, пользующихся услугами библиотек, обращаются не за художественной литературой, а за справочной.
ЛИДЕРЫ ПРОДАЖ В СЕНТЯБРЕ ПО РАЗДЕЛУ "ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ"
Козлов С.Г. Ежик в тумане. Сказка.
Тюхтяевы И. и Л. Зоки и Бада. Повесть-сказка.
Макбратни С. Знаешь, как я тебя люблю? Сказка.
Алеников В. Приключения Петрова и Васечкина. Обыкновенные и невероятные.
Кэрролл Л. Приключения Алисы в стране чудес, рассказанные маленьким читателям самим автором.
Емец Д.А. Мефодий Буслаев. Тайная магия кота Депресняка. Фэнтэзи.
Гиваргизов А.А. Записки выдающегося двоечника. Сборник рассказов.
Хоровитц Э. Громобой. Остросюжетный шпионский роман для детей среднего и старшего школьного возраста.
Жвалевский А./ Мытько И. Здесь вам не причинят никакого вреда. Роман-фэнтэзи. Книга про страшно смешной мир.
Гизо Г. История Франции для юных.