ИОСИФ БРОДСКИЙ, ЕГО ДРУЗЬЯ И ЗАВИСТНИКИ

В центре Москвы появится памятник Иосифу Бродскому. Об этом объявил главный архитектор города Александр Кузьмин на прошедшем заседании общественного градостроительного совета. В скульптурной композиции на Новинском бульваре поэт-эмигрант и Нобелевский лауреат предстанет в окружении друзей, завистников и эпигонов, взирая через поток машин Садового кольца на здание посольства США, как будто предчувствуя, что через эти двери навсегда покинет родину.

"Труд" побеседовал с автором памятника Иосифу Бродскому Георгием ФРАНГУЛЯНОМ - одним из наиболее востребованных отечественных скульпторов, чьи работы представлены в Третьяковской галерее, Пушкинском музее, Русском музее...
- Георгий Вартанович, когда ждать открытия бронзового Бродского?
- Если все согласования пройдем благополучно, то, надеюсь, через год. Сам памятник - сложная многофигурная композиция, которую будем размещать, исходя из конкретного пространства сквера. Пока же никаких замеров сделать нельзя, потому что там стоит продуктовый ларек. Когда его уберут, то все размеры и положение фигур в композиции будут определены окончательно на натуре.
- Когда лепили фигуру поэта, с родственниками Бродского советовались?
- Нет. Я не был лично знаком с Иосифом Александровичем. За основу брались его фотографии, к счастью, их осталось множество, также я смотрел фильмы о нем. Но получившийся памятник - это не конкретное фото или застывший кадр, а мое представление об этом человеке. С родственниками поэта я тоже не знаком. Никто из них на меня не выходил, и я не очень этого хочу. Когда родня начинает "сотрудничать" с художником, как правило, ничего хорошего от этого не жди. Для них он дорогой, близкий человек, возвышенную память о котором они свято хранят. Такой подход не всегда годится для воплощения в художественном образе. Взгляд художника должен быть независим. В этом сила искусства.
- Если не секрет, во сколько обойдется проект?
- Допустим, это примерная стоимость одной квартиры в Москве. Устроит вас такой ответ? Это не та сумма, которую нужно обсуждать всенародно. К тому же, большинство памятников я или дарю, или делаю за определенную часть от их реальной цены. Себе на жизнь скульптор зарабатывает на маленьких формах. А монументальное произведение, как правило, убыточно для автора, поскольку процесс отлива, установка, благоустройство территории - и без того слишком дорогое удовольствие. В данном случае для меня главное - реализовать свою идею, а не обогатиться. Лишь бы только все получилось, как было задумано.
- Вы автор памятника Булату Окуджаве на Старом Арбате, открытого в мае 2002 года. Эта скульптурная композиция воссоздает чуть ли ни целый арбатский дворик. Вас устраивает то, как этот замысел воплотился?
- Все, что было возможно, я там сделал своими руками. Даже нашел и отреставрировал раритетную лампу 60-ых, которую повесил над столом Булата. Помимо нее там еще три прожектора ночной подсветки - неотъемлемая часть образа. Однако, этот специальный свет горел по вечерам ровно три месяца. И вот уже пять лет его не включают вообще. А недовольные ворчат, что там "темный карман" и мусорят. Оказывается, местные коммунальщики никак не могут решить, кто же будет платить за электроэнергию. Все рестораны и бутики вокруг светятся всеми огнями электрической радуги круглосуточно. А для Окуджавы света нет. Прямо как иллюстрация к песне Булата Шалвовича: "Надо лампочку повесить - денег все не соберем". На все это уже, к сожалению, скульптор не может влиять.
- А вы не боитесь, что со временем что-то подобное случится и с бронзовым Бродским?
- Нет. У меня на этот счет активная позиция. Свою часть работы я сделаю добросовестно, и будь что будет. Вы знаете, что на Новинском бульваре вокруг той поганенькой продуктовой палатки сейчас крысы бегают. Надеюсь, когда там все уберут, грызуны исчезнут. К Бродскому крысы не пойдут - поживиться нечем.