ПО ВИТАМИННОМУ ПОЛЮ

Поголовная ваучеризация и массовое акционирование, которые должны были проложить широкую и

Поголовная ваучеризация и массовое акционирование, которые должны были проложить широкую и ясную дорогу в рыночную экономику, грянули сразу после периода стихийной демократии. Поэтому слово "акция" первое время по инерции воспринималось как символ активной гражданской позиции. Правда, несколько позже некоторые наши рядовые граждане, став обладателями акций в виде ценных бумаг, начали догадываться о втором, "рыночном" значении.
Но были и нерядовые граждане, которые сразу смекнули, что лучше быть держателями одних акций, чем участниками других. Среди них, как и следовало ожидать, в первой шеренге оказались руководители акционированных предприятий. Чтобы не допустить разгула стихии и произвола на рынке ценных бумаг, в свое время был принят Закон "Об акционерных обществах" и созданы Министерство по антимонопольной политике и другие инструменты, на которые возлагалось регулирование запутанных отношений в этой сфере.
Еще великий сатирик Салтыков-Щедрин подметил склонность многих российских администраторов преодолевать неудобство законов весьма нехитрым способом. Так, в сатирическом уставе "О нестеснении градоначальников законами" содержится по сему поводу специальный пункт: "Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то, снявши со стола, положи под себя. И тогда все это, сделавшись невидимым, много тебе в действии облегчит".
Нам доподлинно не известно, знакомы ли эти рекомендации генеральному директору бийского завода "Алтайвитамины" и председателю совета директоров одноименного закрытого акционерного общества... Юриям Антоновичам Кошелевым, но поступают они (то есть он) прямо по Щедрину. Чтобы понапрасну не интриговать читателя, заметим: здесь нет никакой мистики. Все элементарно, как ваучер. Просто гендиректор и председатель - един в двух лицах. Так что даже не поймешь, где кончается раздвоение личности и начинается совмещение должностей. Подобный иллюзион в духе Кио упомянутый выше закон категорически запрещает. Но ведь принимался он в Москве, а Бийск вона где! Видать, законы доходят туда в ослабленном виде. Или же ослабляются прямо на месте.
На сорном поле нарушений законодательства это всего лишь цветочки, причем не самые яркие. Есть и поярче - вполне на пышный букет наберется.
А все дело в том, что замыслил Юрий Антонович закрытое акционерное общество "Алтайвитамины" (которое выпускает ходовые лекарства, полезные для здоровья витамины, мази и кремы) сделать совсем уж закрытым - до полной непроницаемости. Прежде всего для закона.
Потому что так легче акционерное предприятие превратить в частное. Попросту - прибрать к рукам. Известный принцип "разделяй и властвуй" пришелся как нельзя кстати. Чем больше разделяешь, тем крепче властвуешь. Для начала разделили акционеров на "правильных" и "неправильных", чтобы заставить последних вернуть свои акции назад. Не прошло и восьми лет после акционирования, как спохватились. Закон, конечно, запрещает ущемлять права акционеров. Но если подвергнуть его определенному действию (см. рекомендацию, изложенную выше), то он сразу становится невидимым и развязывает опытному администратору руки. Посредством других недоступных глазу манипуляций удалось избежать "стеснения законом" и по части аккумулирования ценных бумаг в этих самых руках, причем одних. Скупались они у пенсионеров и рядовых работников по 300-350 руб. за штуку, а приобретались гендиректором (не по совету ли председателя совета директоров?) за 2 рубля штука. Вот и набралось их у него более 21 тысячи. А если присовокупить сюда ценные бумаги четырех акционеров с одной фамилией - Кошелевы - и разными инициалами, близких и очень близких родственников, то образуется пакет в 26600 акций, что составляет 58 процентов общего количества и превышает дозволенное законом почти втрое. Так что на сей раз оказался подмятым Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Последовали письма рассерженных акционеров в различные инстанции и средства массовой информации, в том числе и в газету "Труд". Появились первые газетные публикации и прокурорские проверки. Угомонят ли они ретивого администратора, вознамерившегося невредимым пройти по витаминному полю? Это зависит уже не столько от него, сколько от блюстителей закона. Интересно все-таки проследить, как будут дальше развиваться события.