10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КТО ОТВЕТИТ ЗА СГОВОР?

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 10 Ноября 2004г.
В сентябре, когда розничные цены на бензин подпрыгнули на очередные 5-7 процентов, правительство пообещало их скорое снижение: мол, закончатся уборочная страда, отпускные и дачные поездки, АЗС зальются бензином под завязку и - никуда не денутся! - цены снизят. Октябрь прошел - снижения, как видим, не случилось. Вместо него новый виток (по данным Федеральной службы госстатистики, рост в среднем 1,7 процента). На ноябрь экспертные прогнозы не лучше: контролирующие внутренний рынок нефтяные бароны захотят компенсировать очередное повышение экспортных пошлин...

Получается, что саморегулирующийся (как в других странах) механизм спроса и предложения в России не действует. Виной тому монополии.
- Монополизм делает погоду на товарных рынках, в сырьевых и производящих отраслях, - заявляет руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. - Это металлургия, газовая и нефтяная отрасли, в значительной мере машиностроение. Именно монополисты подстегивают инфляцию: при общем росте цен производства на 10 процентов только за первое полугодие цены на продукцию черной металлургии повысились на 60 процентов, на нефтепродукты - почти на 40 процентов. Федеральная антимонопольная служба вела расследование и доказала согласованность действий монополистов на этих рынках...
Здесь, однако, руководитель ФАС останавливается: ну выявили "согласованность" - а дальше? Помнится, в январе чиновники антимонопольного ведомства решили, что Магнитогорский металлургический комбинат и "Северсталь" виновны в ценовом сговоре, и предписали им понизить цены на трубные заготовки. Но "Северсталь" обжаловала предписание в Московском арбитражном суде и выиграла дело. ФАС, правда, в прошлом месяце подала апелляцию и еще надеется на успех. Но тут, как говорится, бабушка надвое сказала.
- Из-за пробелов в законодательстве дела по сговорам очень затруднены, - говорит Артемьев. - Часто в судах от нас требуют протоколов, подтверждающих наличие сговора. Но никто таких документов на практике не подписывает!
- В итоге мы не можем доказать ни соглашения, ни согласованного поведения двух-трех независимых компаний, которые контролируют большую часть рынка и необоснованно повышают цены, причем одновременно, - подтверждает начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. - Хотя по сути это и есть монопольное повышение цен.
По антимонопольному законодательству исполнительная власть в лице ФАС может более или менее эффективно следить за действиями "доминирующих" компаний - тех, что контролируют не менее 65 процентов рынка. Им по закону запрещено устанавливать монопольно высокие цены, сокращать производство товара, на который имеется спрос, и т.д. Но если в регионе действуют, например, две нефтяные компании, поделившие рынок пополам, то они монополистами как бы не являются. А что делать, если в черной металлургии три крупнейших комбината - Магнитка, Ново-Липецкий и "Северсталь" - контролируют более 90 проц. российского рынка проката? А "Русал" и СУАЛ - это практически весь алюминиевый рынок.
Управу на такие компании ФАС надеется найти в подготовленном проекте нового закона "О конкуренции". Учитывая российскую специфику, где большинство рынков послушно пляшет под дудку монополистических группировок, ведомство Игоря Артемьева предлагает такие группировки тоже считать "доминирующими" ("коллективными") монополистами. Для этого достаточно, чтобы три компании контролировали не менее половины рынка или пять компаний - не менее 70 процентов. Тогда ценовая политика таких компаний переходит под контроль Федеральной антимонопольной службы, и в случае злоупотребления "доминирующим положением" на каждую из компаний ФАС сможет налагать штраф в размере 2 процентов годовой выручки. А в случае картельного сговора (который, правда, еще нужно доказать) размер штрафа повышается до 4 процентов. Эти цифры только непосвященным кажутся маленькими. К примеру, у "Сургутнефтегаза" 4 процента от прошлогодней выручки в 213,34 млрд. рублей составят 8,52 млрд. рублей - почти половину чистой прибыли компании.
Для сравнения: пока максимальный штраф за аналогичные нарушения составляет 15 тысяч долларов, которые можно "отбить" всего за сутки торговли по необоснованно завышенным ценам. То есть сегодня нарушать антимонопольное законодательство выгодно. А станет накладно. Если, конечно, новый закон будет принят.
Естественно, стальным королям, нефтяным баронам и прочим монополистам новый законопроект не нравится. Независимые эксперты тоже не торопятся аплодировать законодательной инициативе ФАС. Хотя признают ее необходимость и даже одобряют "идеологически". Но...
"Когда вносятся такие предложения, очень многое зависит от подзаконной базы: какие будут инструкции, какая методология определения того, что произошло злоупотребление монопольным положением. Ведь появится еще один инструмент административного давления на бизнес наряду с деятельностью той же налоговой службы. Значит, должны быть очень четко прописаны процедуры", - говорит заместитель директора Межведомственного аналитического центра Юрий Симачев.
"Если у нас сейчас антимонопольная служба плохо справляется с регулированием таких ясных рыночных структур, как монополии, то ожидать, что полномочия службы расширятся и она будет эффективнее регулировать более сложную ситуацию, не приходится", - утверждает ведущий эксперт Института открытой экономики Михаил Горст.
В общем, опасение большинства экспертов (которые охотно верят в самые лучшие намерения российских антимонопольщиков) - чтобы при их практической реализации не получилось "как всегда". Чтобы предлагаемые разумные антимонопольные меры не превратились в руках чиновников в дубину для сведения счетов или передела собственности.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников