03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ДЕТИ КАПИТАНА ФЛИНТА

Корец Марина
Опубликовано 01:01 10 Ноября 2005г.
Громкие пулеметные очереди разбудили пассажиров проходившего в 70 милях от побережья Сомали круизного лайнера Seabourn Spirit ранним утром в минувшую субботу. Выглянувшие в иллюминатор туристы не поверили своим глазам: их судно класса "люкс" стремительно настигали два скоростных катера...

В тот раз лайнер отбился от пиратов. Помогла "военная хитрость" капитана: он приказал отпугнуть нападавших звуковой системой корабля, которая сымитировала треск пулеметных очередей. Кроме того, с лайнера дали мощный звуковой импульс, который оглушил нападавших. По словам Дэвида Дингла, представителя круизной компании из Майами Seabourn Cruises, все 302 человека, находящихся на борту, живы и здоровы, раненому оказана своевременная медицинская помощь. круиз, начавшийся в египетском порту Александрия, закончился в понедельник на Сейшелах.
Но удача отвернулась от 22 украинских моряков, членов экипажа балкера Panagia, работавшего под либерийским флагом, которые уже три недели томятся в плену у сомалийских пиратов. Информация от одесской компании "Сигал", нанимавшей их в то злополучное плавание, весьма скудна: "Все моряки живы. Переговоры о выкупе (а пираты требуют 700 тысяч долларов) ведут фирма-судовладелец и лондонская компания-страховщик".
Судно, перевозившее из ЮАР в Турцию 32 тысячи тонн угля, было атаковано 18 октября в Индийском океане в 90 милях от восточного побережья Сомали. Стоило потомственному одесскому моряку, 35-летнему капитану дальнего плавания Владимиру Шабанову всего на 10 миль нарушить рекомендуемую зону безопасности, как пираты, появившиеся на быстроходных катерах, сначала обстреляли балкер, потом окружили и захватили судно, заставив плыть к берегам Африканского Рога, к самопровозглашенной на севере страны сомалийской автономии Пунтленд.
Уже более десяти лет эта беднейшая страна мира практически не контролируется центральным правительством Сомали и находится в состоянии хронической войны между местными кланами. О полном безвластии в Сомали свидетельствует провал миротворческой миссии ООН в 1993 году после проведения в Могадишо совместной войсковой операции сил специального назначения США, воспетой режиссером Ридли Скоттом в голливудском блокбастере Black Hawk Down.
Украина не спешит выручать своих граждан. Президент молчит, МИД попросил помощи у мирового сообщества. "Агентство морской безопасности" Минтранса Украины срочно выпустило такую резолюцию:
"В последнее время возле побережья Сомали участились случаи нападений и захвата торговых судов. Так, 19 октября 2005 года было захвачено судно "Панагия", 20 октября похищен танкер "Сан Карло" (флаг - Мальта) с 25 членами экипажа на борту. Всего за 2005 год зарегистрировано 25 случаев нападений. Напоминаем судоплавным компаниям, судовладельцам, крюинговым компаниям, что побережье Сомали должно оставаться как можно дальше от маршрута прохода судов. "АМБ" рекомендует возле сомалийского побережья на якорь не становиться, в дрейф не ложиться".
- Мы разработали специальный документ, - говорит первый заместитель директора "Агентства морской безопасности", капитан 1 ранга Александр Борискин. - Там подробно описаны все стадии атаки морских разбойников и меры противодействия им. Вооружаться экипажам мы не советуем, так как это сразу создаст массу проблем при заходе в порты. Рекомендация одна - ни в коем случае не геройствовать. О примере бравых советских моряков из фильма "Пираты ХХ века" лучше забыть.
Похищение судов и заложников с целью выкупа стало уже хорошо налаженным преступным промыслом. Заложников могут держать в плену месяцами, пока судовладелец не договорится с похитителями о способе передачи выкупа. По опасности пиратских атак акватория Индийского океана близ африканского Сомали вышла на второе место в мире после территориальных вод Малайзии и Индонезии в Малаккском проливе.
Пока что единственный реальный способ противодействия пиратам - патрулирование и сопровождение торговых судов военными кораблями. Если в Малаккском проливе этим периодически занимаются силы безопасности Малайзии и Индонезии, то близ Сомали защитить моряков просто некому. Силовой вариант освобождения украинских заложников практически нереален из-за того, что Украина не располагает ни силами, ни средствами для проведения операции такого рода.
- Борьба с пиратством и освобождение заложников на море вне территориальных вод бывшего Советского Союза ранее были боевыми задачами групп специального назначения ГРУ Генштаба Минобороны СССР, - рассказывает Александр Борискин, бывший командир отряда боевых пловцов. - Тогда морской спецназ применяли в борьбе с пиратством достаточно эффективно. Но каждая проведенная за рубежом операция была глубоко засекречена. Район Африканского Рога - Эфиопия, Эритрея, Сомали - во времена СССР был зоной стратегического интереса сверхдержав. Там работали и советские военные советники, и сопровождавшие их группы спецназа ГРУ Генштаба. Теперь внутриполитическая ситуация в Сомали изменилась, а оперативные возможности управления "А" службы безопасности Украины и главного управления разведки минобороны Украины стали несравненно скромнее. 17-я бригада спецназначения ВМС Украины, ранее дислоцировавшаяся под Николаевом на острове Майский, уже несколько лет как списана на берег. Но что самое главное - похоже, отсутствует политическая воля для создания эффективных групп спецназначения, способных защищать граждан от преступных посягательств и внутри страны, и за рубежом.
Пока хозяева балкера Panagia ведут с пиратами торг о сумме выкупа, украинские моряки живут на пороховой бочке. С пленниками в Сомали, как правило, не церемонятся.
Несмотря на то, что в минувшем 2004 году общее число нападений существенно снизилось по сравнению с 2003 годом (325 против 445), инциденты имели более тяжелые последствия. Если в 2003 году от рук пиратов погиб 21 человек, то в 2004-м жертвами бандитов стали 30 человек. Самым опасным районом считается Индонезия. У ее берегов в 2004 году произошло 93 нападения. Следующими в списке следуют Нигерия и Бангладеш - 28 и 17 нападений соответственно.
С НАМИ ОБРАЩАЛИСЬ, КАК СО СКОТОМ
Рассказ моряка из Мариуполя Александра Соколова, побывавшего в пиратском плену три года назад:
- Когда наше судно "Принцесса Сара" захватили пираты, мы сразу поняли, что попали в лапы отпетых головорезов. Не будет выкупа - расстреляют в назидание другим строптивым. Они постоянно держали нас под прицелом. Не били, но обращались, словно со скотом. Особенно трудно было без воды. К счастью, наша судьба оказалась небезразлична тогдашнему президенту Леониду Кучме. Он поднял на ноги все мировое сообщество, о нас трубили все телеканалы и радиостанции мира. Пираты снизили сумму выкупа с 200 тысяч до 150 тысяч, потом до 70 и, наконец, до 35 тысяч долларов. И вот пришло долгожданное известие: деньги уплачены, нас отпустят, на помощь нам идет французский военный корабль. Французы привезли нам воду и продукты, проводили в "безопасную" зону. И тут случилось невероятное - на "Принцессу Сару" напала уже другая банда, которая, видно, тоже захотела поживиться. Капитану удалось связаться с французами, ушедшими, к счастью, недалеко. Они развернулись и устремились назад. Нападавших было много. Из шлюпок они поливали свинцом судно и даже не пытались отступать. Только когда на фрегате развернули в их сторону пушку, а в воздух поднялся боевой вертолет, пираты ретировались.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников