ИГРА СВЕТА

Ноябрь - самое подходящее время поговорить об освещенности жилища, потому что этот месяц - наиболее темный в году. Действительно, световой день короткий, а снега, не только создающего иллюзию света, но и в самом деле его отражающего, еще нет. А без света мы теряем жизненные силы. Недаром в последнее время психотерапевты многим своим пациентам стали приписывать светотерапию. Но прежде чем торопиться к докторам, попробуем правильно осветить собственный дом. Чтобы их услуги нам не понадобились.

КОГДА ЗАХОДИТ СОЛНЦЕ
По мнению медиков, снижение освещенности в помещениях в первую очередь вредит зрению. Во вторую - пагубно влияет на естественные биоритмы, потому что сумерки в квартире наш организм воспринимает как вечер, и мозг дает ему команду готовиться ко сну. В результате нарушается естественный цикл, у человека появляется сонливость, снижается жизненный тонус. Врачи также считают, что в плохо освещенном помещении хуже переносятся стрессы.
Казалось бы, выйти из этого положения проще простого - возьми да включи свет. Но тогда многим нашим согражданам придется львиную долю жизни проводить при искусственном освещении. Это и само по себе плохо, да и те же медики утверждают, что солнце, заглядывающее в комнату лишь на 2,5- 3 часа, убивает 85 процентов вредоносных микробов. Соответственно, без него они беспрепятственно плодятся и размножаются.
Однако в 2002 году постановлением главного государственного санитарного врача в России были приняты новые нормы солнечной освещенности жилых помещений, сократившие инсоляцию (а проще говоря, продолжительность солнечного освещения) до 1,5-2 часов в день. Этот документ позволил строителям в непосредственной близости от жилых домов возводить высотки. В результате в квартиры многих жителей крупных городов солнце стало заглядывать намного реже.
Теперь отстоять свое право на солнце горожанам стало намного сложнее. А ведь причина его недостатка кроется не только в высотках. "Мы живем на втором этаже 5-этажного дома, - пишет семья Орефьевых из Москвы. - У нас очень много зелени под окнами. Это очень красиво, но в комнатах постоянный мрак. С утра приходится зажигать в квартире свет. Кто осуществляет надзор за деревьями?".
Ответ им можно дать такой. Обратитесь в местную СЭС, именно они занимаются вопросами, касающимися уровня инсоляции помещений. Специалисты проведут исследование уровня освещенности и количества солнечного света в вашей квартире. Если есть нарушения, напишут заключение. С ним обратитесь в ДЭЗ, там свяжутся с Департаментом природопользования и примут надлежащие меры.
СКОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ ЛЮКСОВ НАДО?
Но как долго иной раз приходится ждать милости от чиновников, все мы знаем не понаслышке. Поэтому беречь глаза и нервы лучше начинать самостоятельно - раз не судьба нежиться на солнышке, осветим свое жилище сами. Естественно, с учетом оптимальной освещенности. Она считается достаточной, если на 1 кв. м площади приходится от 15 до 25 Вт мощности ламп накаливания. А в различных помещениях должна быть такой: в коридоре - 50 люкс; в кабинете - 300 люкс; в кухне - 300 люкс; в гостиной - 300 люкс; в спальне - 200 люкс.
А еще немаловажно, каким образом эти "люксы" будут распределены. В различных помещениях на этот счет существуют свои правила.
Прихожая. Первое правило гласит, что в ней освещение должно быть ярче, чем за входной дверью, чтобы сразу ощущалось, что ты попадаешь в особый мир хозяев квартиры. Но это помещение, куда практически никогда не проникает естественное освещение. Поэтому правило второе: его отсутствие не должно быть заметно, а стало быть свет в прихожей нужно сделать яркий, но рассеянный. Помимо люстры, можно пустить пучки вдоль стен и особо высветить декоративные украшения.
Гостиная и столовая. Это самые сложные для освещения комнаты, потому что они выполняют в доме больше всего функций. Основной объект здесь - стол, соответственно и осветить его нужно лучше всех. Для этого люстры, абажуры и лампы из подвесного потолка располагают непосредственно над ним.
Однако большую роль в этой комнате играет и дополнительное освещение от приборов направленного света. В зоне, где расположены диваны и кресла, уместны торшеры и бра. Картины, витрины с посудой, эффектные ниши можно подсветить одинарными, сдвоенными, а то и строенными светильниками с галогеновыми или люминисцентными лампами.
Спальня. Она хороша с приглушенным фоновым светом и местными светильниками, дающими возможность почитать, сделать макияж, переодеться. Это могут быть яркие, но не слепящие бра или настольные лампы на прикроватных тумбочках. Замечательный эффект дает применение ламп "восходящего" света, которые располагают вдоль стен. Приятный свет можно получить, равномерно разместив мелкие источники света за карнизами и экранами. Скрытые от глаз светильники отбрасывают пучки света к потолку, от которого они отражаются вниз, рассеиваясь по спальне. Такое освещение позволит при использовании направленных источников света практически избавиться от теней.
Детская. Она должна купаться в свете, поэтому центральный светильник - элемент обязательный. Но ребенок иногда испытывает потребность побыть наедине - с собой, с любимой игрушкой, книжкой. Для этого нужно организовать и какой-нибудь маленький свет. А ночник, желательно с подвижной картинкой, поможет маленькому человечку уснуть.
Кухня. Современная кухня освещается не столько центральной люстрой, сколько светильниками, расположенными над рабочими зонами. Поэтому достаточно хорошо осветить плиту, разделочный стол и мойку. А если еще добавить подсветку внутри шкафов, то лучшего и придумать будет нельзя.
Ванная. Здесь освещение должно быть умеренным из центрального или нескольких утопленных светильников. А вот зеркало необходимо осветить отдельно. Причем светильник лучше расположить над ним.
ВСЕ ПО ПРАВИЛАМ
Понятие "световой дизайн" появилось всего-навсего в середине прошлого века. До этого дизайнеры заботились только о красоте источников - люстр, бра, торшеров и т. п. Теперь же существует даже международная ассоциация дизайнеров по свету, и их услуги пользуются все большей популярностью. Еще бы, ведь они только с помощью света способны создать такой мир, который к заказчику приходит в мечтах.
Настоящей находкой для дизайнеров стал изобретенный в 60-х годах низкотемпературный галогеновый светильник. Изогнув его трубку, они получили неограниченную возможность для полета фантазии. Например, если раньше невозможно было себе представить способ перемещения света из одного помещения в другое, то теперь оно стало элементарным. Кроме того, такие световоды способны дать любое цветное пятно в любом углу комнаты, варьировать цвет освещения, создавать полутона.
Иными словами, свет стал неотъемлемой частью интерьера. Сюда входят и дизайн светильников, и игра теней и цвета. С помощью света можно подчеркнуть оригинальные решения, расставить акценты и скрыть недостатки. Но для этого нужно знать кое-какие правила.
Чтобы разбить комнату на зоны, не обязательно делать перегородки или двигать мебель. Это можно сделать тоже с помощью света - световой стены или направленных лучей.
Правильное освещение не должно создавать резких переходов от тени к свету, яркого блеска поверхностей или бликов - все это вредно для зрения.
Подбирайте интенсивность освещения в зависимости от цвета поверхностей, потому что разные цвета по-разному отражают свет.
Не бойтесь использовать разный цвет света. Но при этом не забывайте о воздействии цветов на человека:
синий - ассоциируется с покоем. Но при этом невыигрышно смотрятся лица. Поэтому не делайте синюю подсветку в ванной. Особенно несимпатичное лицо может на вас посмотреть из зеркала утром - с синяками под глазами и глубокими морщинами. Не стоит такое освещение устанавливать и на кухне, иначе пища будет выглядеть неаппетитно;
зеленый - успокаивает и располагает к общению. Его хорошо использовать в бра и торшерах для спален, гостиных, детских.
светло-красный - поднимает настроение и мобилизует. Только не переборщите, а то мобилизация может стать похожей на военную.
ярко- и темно-красный - вызывают тревогу и создают напряженную атмосферу в помещении. Так что дома лучше обойтись без них.
фиолетовый способствует творчеству. Поэтому он больше всего уместен в кабинете и в некоторых деталях детской.