КОСМОС: ЖДИТЕ СЕНСАЦИЙ!

"Вот скажите: зачем нам эти полеты в космос? - спрашивает газету инженер Сергей Петрович Трофимчик, приславший в "Труд" письмо по электронной почте (сайт www.Trud.ru, отклики на статью "Гольф на орбите"). - Денег, что ли, некуда девать?"

С письма и началась наша беседа с руководителем Федерального космического агентства Анатолием ПЕРМИНОВЫМ, ракетчиком с большим стажем, который и космодром Плесецк возглавлял, и командовал Космическими войсками.
- Анатолий Николаевич, Европейское космическое агентство продало промышленности почти 200 новейших технологий на сотни миллионов евро. В США есть сеть специальных центров передачи новшеств из космической отрасли предприятиям других сфер, отдача от использования ноу-хау - многие миллиарды долларов. А что у нас?
- Хотел бы развеять бытующее заблуждение относительно российской космонавтики, якобы глубоко убыточной и ничего не дающей взамен. Приведу лишь цифру, не известную читателям "Труда": экономический эффект на один рубль, вложенный из госбюджета в космическую программу с 2001 по 2005 год, составил 2,3 рубля. Как видим, космическая отрасль убедительно демонстрирует экономическую эффективность, которая в перспективе будет возрастать.
СПУТНИКИ - НАШИ, А ДОХОДЫ - НЕТ
- Если так, почему отдельные предприятия отрасли находятся в тяжелой финансовой ситуации?
- Дело в законодательной базе. Спутники связи делаем и выводим на орбиту мы, а коммерческий доход делят операторы. Систему навигации ГЛОНАСС разворачиваем тоже мы, а используется навигационный сигнал потребителями практически вообще бесплатно. Нужно, чтобы хотя бы часть доходов приходила на наши предприятия.
В странах Евросоюза, Японии, Южной Корее, Китае широко используются меры государственной поддержки производителей экспортно-ориентированной наукоемкой продукции. У нас такого нет. И кредиты в России брать невыгодно. К тому же даже с авансовых поступлений надо платить НДС. Из-за всех этих подножек мы рискуем потерять золотой фонд космической индустрии. Речь идет не только об уникальных предприятиях, но и о судьбе десятков тысяч высококлассных рабочих и специалистов. Роскосмос, конечно, пытается помочь, используя внебюджетные средства, но это не является кардинальным решением проблемы.
- Эффективность автоматических космических аппаратов хорошо известна. А надо ли тратить деньги именно на пилотируемые полеты? Бывший генеральный конструктор космических кораблей и станций академик Мишин за несколько месяцев до смерти говорил мне, что сожалеет о сделанных ошибках. По его мнению, орбитальные комплексы должны быть не общего профиля, а специализированными, например, для ремонта уникальных исследовательских спутников, для обслуживания заводов и лабораторий на орбите. А, к примеру, Международная космическая станция (МКС) - только пустая трата денег.
- Специализированные космические станции - это уже следующее поколение пилотируемых космических средств. Все необходимые технологии для их создания мы как раз и отрабатывали на "Салютах", "Мире", а сегодня - на МКС. Без накопления такого опыта о специализированных станциях говорить не приходится. Например, невозможно было бы отремонтировать на орбите уникальный телескоп "Хаббл" стоимостью 1,5 миллиарда долларов, если бы соответствующую технологию астронавты заранее не отработали в космосе.
Надо использовать МКС с максимальной эффективностью. Например, разместить рядом с ней автономный лабораторно-производственный комплекс, который будет выпускать эксклюзивную продукцию. А космонавты смогут время от времени посещать комплекс, забирать то, что изготовлено, запускать новый технологический процесс. И вот вам важная новость: в России началось проектирование первого такого опытного комплекса.
На МКС идет отработка новейших технологий, станция - незаменимый полигон для подготовки полетов к другим планетам. Так что отказываться от пилотируемой космонавтики было бы непростительной ошибкой.
"СДЕЛАНО В КОСМОСЕ"
- Зачем нужен автономный технологический комплекс? Ведь есть станция, не ней можно организовать производство...
- В условиях невесомости и глубокого вакуума можно получать удивительные материалы с фантастическими свойствами, уникальные сверхчистые лекарства, которые невозможно производить на Земле, можно отрабатывать нанотехнологии - основу техники следующих десятилетий. Но на станции невозможно добиться желаемой степени невесомости. Время от времени включаются двигатели, идет вибрация (например, когда члены экипажа занимаются на тренажерах). Космический вакуум вблизи МКС тоже довольно "грязный". Этих недостатков лишен технологический комплекс "ОКА-Т". Три-четыре раза в год он должен пристыковываться к станции. Дозаправку этого комплекса планируется производить из баков орбитальной станции. В случае необходимости полученные образцы можно будет, не дожидаясь стыковки с МКС, отправить на Землю на спускаемых капсулах непосредственно с борта комплекса "ОКА-Т" во время автономного полета. Проектирование 8-тонного комплекса началось в нынешнем году. Запуск на орбиту планируется осуществить в 2012-м. А через три года в космос намечено отправить усовершенствованный аппарат "ОКА-Т" N 2. Второй модуль можно будет смело назвать полупромышленным цехом. На борту начнется рентабельное производство космической продукции для отечественной электроники и медицины.
ПАРОМ МЕЖДУ ОРБИТАМИ
- Если проект удастся, то грузопоток Земля - космос - Земля резко возрастет. Намечено ли строительство новых кораблей, которые удешевят перевозки?
- Одно из интересных предложений - космический буксир "Паром" с двумя стыковочными узлами. Доставка грузов с его использованием станет многоступенчатой. Сначала ракета-носитель выводит наполненный "под завязку" контейнер на низкую орбиту. Затем "Паром" отделяется от станции, спускается к контейнеру, подхватывает его, поднимает орбиту и пристыковывается к МКС. После разгрузки опустевшая металлическая емкость (контейнер) сходит с орбиты и сгорает в плотных слоях атмосферы. Транспортная система позволяет доставлять на станцию все необходимое, причем масса полезного груза увеличивается до 4 и более тонн (нынешние "Прогрессы" привозят чуть более 2 тонн), а себестоимость выводимых на орбиту грузов снижается. "Паром" сможет до 60 раз курсировать между МКС и низкой орбитой. Время автономного полета - до 180 суток, а общий срок службы - 15 лет. Запуск первого аппарата запланирован на 2009 год.
- 2009-й? А сколько просуществует Международная космическая станция? Появились сообщения, что после 2010-го США откажутся от нее.
- Роскосмос такой информацией не располагает. Эксплуатация станции запланирована до 2015-го. Однако, по оценкам специалистов, МКС вполне сможет функционировать до 2025 года.
С ЧЕЛНОКАМИ НЕ СТОИТ СПЕШИТЬ
- Как скоро отправится на орбиту первый российский пилотируемый многоразовый корабль нового поколения?
- Не думаю, что нам нужно сильно спешить. Эффективность многоразовых систем вызывает большие сомнения. Не случайно Соединенные Штаты, начиная проектирование корабля следующего поколения, предназначенного для полетов на МКС, Луну и Марс, отказались от многоразовых систем и за основу взяли принцип старого "лунного" корабля "Аполлон": при возвращении он будет опускаться на Землю с помощью парашютов. Это и безопаснее, и дешевле. Напомню: каждый полет шаттла обходится примерно в 500 - 600 миллионов долларов, а "Союза" - в 10 раз меньше.
Так что многоразовые корабли появятся у нас тогда, когда их преимущества (экономическая выгода, обеспечение безопасности экипажа) станут очевидными. А пока на первом этапе в качестве пилотируемого корабля следующего поколения мы будем использовать глубоко модернизированный "Союз".
ОТ ЛУНЫ ДО МАРСА
- Все чаще приходится слышать о возобновлении полетов на Луну. А зачем? Ведь там уже были и астронавты, и наши луноходы, и лунный грунт был доставлен на Землю капсулой с нашей межпланетной станции.
- Полеты на Луну, конечно же, не самоцель. Для этого нужны весомые экономические аргументы. Если, допустим, добыча там редкоземельных элементов - скандия, иттрия, лантана, лантаноидов - и доставка их на Землю будет экономически оправдана, то начинать промышленное освоение Селены имеет смысл. Лучше, конечно, это делать в кооперации с другими странами. У нас есть опыт и серьезные разработки. Уже сегодня мы имеем предложения от США, Европы, Индии, Китая по участию в совместных программах освоения Луны и Марса. Полагаю, что пилотируемый полет на Марс состоится ближе к 2030 году. На Луну, конечно же, гораздо раньше. Впрочем, все будет зависеть от условий сотрудничества и объемов финансирования.
- Как вы относитесь к развитию космического туризма?
- Это перспективное направление. У нас выстроилась очередь из желающих полететь на МКС, до 2009-го все места расписаны. Вероятно, в недалеком будущем появятся и суборбитальные корабли для туристов. В таких полетах полный оборот вокруг Земли туристы не смогут совершать, но в космос на несколько минут поднимутся. Одним из перспективных отечественных проектов в этой области, на мой взгляд, являются разработки машиностроительного завода имени Мясищева.
Хочу особо подчеркнуть: самое главное при развитии туризма на частных космических кораблях - обеспечение безопасности. Здесь необходимо разработать специальные системы страховки. Надо тысячу раз все проверить и перепроверить, ибо за легкомыслие и авантюризм космос карает жестоко.
- Последний вопрос. Что принесет человечеству освоение космоса в ближайшее десятилетие?
- Думаю, немало интересного и неожиданного. Вот недавно с помощью телескопа "Хаббл" удалось обнаружить более 500 древнейших галактик Вселенной. Это же просто фантастика! А кто знает, что выявят пробы грунта на Фобосе? Скажу только одно: ждите сенсаций.