УРОК БЕЗ ТРУДА

По новому базисному учебному плану Минобразования в старших классах отменяются уроки технологии (труда - как раньше называли). Выходит, труд, который вроде бы сделал из обезьяны человека, сегодня ни к чему. Вот компьютерные технологии - другое дело!

ПАССАТИЖИ И ПАТИССОНЫ
Я помню школьные уроки труда. Мальчишки стучали молотками, строгали и ковырялись в старом, подаренном шефами грузовике, который даже сделал несколько кругов по школьному двору. А девочки пекли блины на домоводстве, шили платья. С помощью выкроек из "Бурды" мы восполняли дефицит модных нарядов.
Теперь дети мало что умеют делать руками: пришить пуговицу - проблема. Как-то на даче папа попросил найти пассатижи, а сын принес патиссон. Кому достанется такой "безрукий" муж, который и гвоздя в стену не вобьет? Вот что думают по поводу очередного министерского ноу-хау специалисты.
Ольга Кожина, завлаб средств обучения Российской академии образования:
- Технология - единственный предмет, где ученик применяет на практике знания, полученные на уроках. Например, чтобы скроить юбку, нужно знать геометрию. Или возьмем химию. Мы учим определять, свежая ли рыба или мясо, капнув немного йода. Это же вопрос безопасности жизни!
Меня спрашивают: зачем шить самой, если можно купить в любом магазине? А для чего царские дочки учились вышивать и возделывать грядки? Они же не собирались быть белошвейками или огородницами! Просто человек должен что-то создавать своими руками.
Юрий Хотунцев, заведующий кафедрой общетехнических дисциплин МПГУ, профессор, автор учебников по "Технологии":
- Идея сократить уроки технологии возникла в связи с тем, что в старших классах вводится профильное обучение. Министерство определило 13 основных профилей: физико-математический, физико-химический, социально-гуманитарный, филологический, биолого-географический и так далее, а технология "не вписалась". Только информационная. Нам говорят: учите компьютерным программам, а лампочку заменить - зовите электрика. Но компьютер не заменит рук. Да вы посмотрите - даже в космосе ремонт делается вручную.
Евгений ГЛозман, кандидат педагогических наук, учитель школы-центра образования N 293:
- Если мы откажемся от труда, то многие дети не узнают, в чем их призвание. Не всем же идти в вузы. А школа всегда давала предпрофильную подготовку, благодаря чему многие выбирали рабочие специальности. Сегодня главной бедой стало отсутствие в школе профориентации. На всю Москву осталось несколько УПК - учебно-производственных комбинатов, которые знакомят с рабочими специальностями. На ПТУ сейчас выделяются большие средства, но они будут выброшены на ветер. Если ученик не держал в руках никакого инструмента, то в старшем возрасте этому уже не научится.
ЕСЛИ НА ФАБРИКУ - ТО "ФАБРИКУ ЗВЕЗД"
В редакцию принес письмо Виктор Федорович Кучерявенко, учитель технологии московской школы N 305. Подписались 18 коллег. "В мае Минобразования распространило проект "Концепции государственных стандартов общего образования", - пишут учителя, - но в них отсутствует технология! Хотя в школах Великобритании, Франции, Германии, Израиля, Нидерландов, Швеции она включена в перечень обязательных предметов. С отменой предмета упадет графическая грамотность учащихся - проблема для инженерно-технических вузов, которые уже страдают из-за отмены черчения в школах. Даже в министерский проект положения о Всероссийской олимпиаде школьников не попала технология. Чиновники объясняют это тем, что ее нет в числе вступительных предметов в вузы. Но ведь задача школы - подготовка к жизни, а не к вузу"...
Из министерства пришел ответ: коллективное обращение рассмотрели, для решения проблемы возможно введение дополнительных часов на изучение "технологии" (то есть после уроков - для желающих). И вообще у нас масса кружков технического творчества. (Кто их видел?) Короче, труду в школьном расписании нет места.
Многие школы уже от него отказались. Слишком много хлопот с материальной базой: нужны инструменты, станки, швейные машины и прочее оборудование. Это если учить не формально, а по-настоящему. И предлог благой: дети и так перегружены, хотя на самом деле они часами просиживают за компьютером.
Перегруженность ребят в школе - миф. Как признала руководитель московского департамента образования Любовь Кезина, "российские дети учатся меньше, чем школьники в любой другой стране мира. У наших ребят меньше всех уроков, зато больше всех каникул". В Японии и Корее, например, 220 учебных дней в году - на 10 больше, чем у нас.
Как поговаривают, вслед за трудом из школьного расписания вычеркнут музыку и рисование. Ну значит, лишимся не только слесарей и токарей, но и художников, дизайнеров... Надежда только на певцов. Эти должны и без школьных уроков удержаться на плаву - "Фабрика звезд" штампует эстрадных див без перебоев.
КТО ТРЕБУЕТСЯ?
Сегодня на рынке труда 80 процентов вакансий - рабочие специальности. Повсеместно не хватает слесарей, токарей, фрезеровщиков, водителей, строителей, каменщиков, маляров, сварщиков - практически любой рабочий не останется без работы. Только нет их. И даже на знаменитое московское объединение "Салют" слесарей завозят с Украины.