МИХАИЛ ЭСКИНДАРОВ: "НАШИ БАНКИРЫ ПОЙДУТ В РЕГИОНЫ"

- Какая часть студентов Финансовой академии приехала учиться из регионов?
- Около 60%

- Какая часть студентов Финансовой академии приехала учиться из регионов?
- Около 60% студентов, принятых на первый курс, не москвичи. В этом году мы зачислили 1400 человек (около 900 - на бюджетные места) среди них есть и "целевики" из регионов России. Около 3800 человек зачислены в филиалы Фин-академии - колледжи, лучшие выпускники которых принимаются в вузовский блок для получения высшего образования. В состав академии входит 11 колледжей, расположенных в Красноярске, Благовещенске, Уфе, Самаре, Перми. Закономерно, что большинство студентов, приехавших из регионов, остаются жить и работать в Москве: они быстро находят здесь высокооплачиваемую работу. Но я думаю, что финансовый кризис и ситуация в экономике в целом приведет к тому, что ребята будут работать в регионах.
- То есть выпускники начнут возвращаться на родину?
- Повторюсь, кризис внесет коррективы в распределение рабочих мест для квалифицированных специалистов: возрастет их востребованность в регионах, где начинается консолидация капитала, образуются крупные региональные банки, финансовые структуры.
Уже сейчас ряд банков (Национальный резервный банк, банк "Русский стандарт") обращается к нам с просьбой порекомендовать перспективных студентов из регионов к ним на работу. Другие финансово-банковские структуры также ставят вопрос о целевой подготовке специалистов для своих региональных отделений.
- Может, банкам тогда стоит оплачивать обучение студентов, а они потом придут туда работать?
- Безусловно. Некоторые так и делают. В частности, ВТБ оплачивает обучение 11 студентов из регионов и даже других стран, где у них есть отделения. Через несколько лет эти ребята начнут работать в отделениях банка. Скорее всего, такая практика будет использоваться и другими финансово-банковскими структурами.
- Представим, что я талантливый абитуриент, живу не в Москве, но очень хочу поступить в Финансовую академию. Как мне получить целевое направление?
- Каждому региону выделены целевые места, о числе которых можно узнать в приемной комиссии Финакадемии. Но мы требуем, чтобы на целевое место сохранялся конкурс не менее 2 человек на место.
- А потом мне придется вернуться в регион и там какое-то время отработать?
- Это справедливо. Государство берет на себя все расходы за ваше обучение и проживание в общежитии в Москве и вправе рассчитывать, что вы отработаете какое-то время в регионе. У студента всегда есть право выбора: он может поступать на общих основаниях, не обращаясь к программам целевого набора.
Аналогичная ситуация возникает и с банками: они оплачивают вашу учебу, выплачивают стипендию. В частности, ВТБ сейчас платит своим "целевикам" стипендию порядка 28 000 рублей в месяц. Но коммерческая структура готова вкладывать деньги только в том случае, если она через 4-5 лет получит хорошего специалиста, способного работать в ее системе.
- Вы сказали, что 60% очников - это ребята из регионов. Их уровень подготовки отличается от уровня столичных студентов?
- У многих абитуриентов, которые приезжали из регионов, были высокие баллы по ЕГЭ и золотые или серебряные медали. Их мы зачисляли без экзаменов. Таких в прошлом году было 80 человек. Из них только один имел проблемы с экзаменационной сессией, все остальные перешли на второй курс. То есть большинство свои знания подтвердили.
- Неужели абитуриентов не пугает то, что из-за финансового кризиса многие сотрудники финансовых компаний и банков потеряли работу?
- Я думаю, что через два года, а может, и раньше о кризисе мы забудем и экономика заработает стабильно. И потом, сейчас будут терять работу те, кто не отвечает требованиям. Ни один банк, ни одна финансовая структура от классного специалиста не откажутся. Спрос на профессионала будет всегда, но на рынке труда обострится конкуренция за хорошие места и хорошие должности.
Сегодня у нас огромное количество вузов, которые готовят экономистов, многие оканчивают институт с дипломом, но без знаний. Надо ликвидировать подготовку финансовых специалистов в непрофильных вузах и очень внимательно посмотреть на подготовку ребят в коммерческих вузах, где нет ни материально-технической базы, ни реального штата преподавательского состава. В прошлом году вузы России выпустили 35 000 специалистов по финансам и кредиту, а серьезных профессионалов не хватает.
- Что значит ликвидировать непрофильные специальности?
- Во многих технических вузах в 90-х годах были открыты экономические и юридические специальности. Я эти университеты понимаю и оправдываю - открытие новых факультетов тогда помогло им выжить. Но сейчас, когда у вузов острой потребности в этом нет, надо более жестко относиться к подготовке банкиров в непрофильном вузе. Мы же не готовим нефтяников!
- Российский рынок труда готов принять 35 000 специалистов-финансистов?
- Экономика России такое количество выпускников переварит. Другой вопрос - качество подготовки специалистов. Кризис покажет, насколько они востребованы. Если на рынке труда сейчас окажется много финансистов, значит, плохо готовили. Если нет, значит, я ошибаюсь и их надо в том же объеме готовить.
- Возможно ли качественно обучить такое количество специалистов?
- Количество хороших преподавателей, к сожалению, не увеличивается. А число вузов растет. Кто же преподает? Преподают те, кто бегает из одного вуза в другой. Сегодня прочитал в одном университете, завтра - в другом. И неважно, что прочитал, ведь никто за этим не следит, не контролирует. Это не только сказывается на качестве знаний студентов, но и "развращает" преподавателей. Они начинают "халтурить". Мы, чтобы избежать этого, подняли заработанную плату. Средняя зарплата профессора сегодня составляет 55 000 рублей в месяц, а доцента - 34 000 рублей. Но тот, кто будет плохо работать (надеюсь, что таковых не будет), лишится части заработной платы.
Одновременно мы разрабатываем новую систему труда, благодаря которой будем стимулировать активно работающих преподавателей. В конце каждого семестра будем подводить итоги. Те преподаватели, которые будут проводить занятия на высоком уровне, писать учебники и пособия, готовить научные публикации, осуществлять научное руководство студентами и аспирантами, получат бонус - пять-семь месячных зарплат. Сейчас в академии ведутся структурные изменения: идет реорганизация кафедр, создаются новые факультеты, и мы рассчитываем, что к нам придут молодые перспективные преподаватели.
РЕЗЮМЕ
Михаил Эскиндаров, ректор Финансовой академии при правительстве РФ
Родился 15 ноября 1951 года в Ставропольском крае.
Образование: факультет кредита Московского финансового института.
Прежние места работы: ассистент кафедры полит-экономии, декан факультета международных экономических отношений и проректор Финакадемии.