Автомобилисты под колпаком: кабмин одобрил установку «черных ящиков» на машины

Система, задуманная как инструмент вызова спасателей к местам аварий, превратилась в средство слежения за маршрутами и стилем вождения россиян 

Российское правительство одобрило предложение оснастить все работающие на территории страны автомобили устройствами, которые будут следить за их перемещениями и техническим состоянием. По данным «Известий», межведомственная рабочая группа займется подготовкой поправок в действующее автомобильное законодательство, чтобы власти могли узаконить установку «черных ящиков».

Над подготовкой поправок будут работать представители МВД, Минпромторга, Минтранса, Минкомсвязи, Минфина, МЧС и Банка России. Также к работе над проектом привлечены некоммерческое партнерство ГЛОНАСС и «АвтоНет» Национальной технологической инициативы.

Сколько будет стоить стране очередная транспортная новация, пока неизвестно. Действующие программы по развитию транспорта на период до 2020 года еще не содержат статей на развитие интеллектуальных телематических систем (ИТС).

У нас все ходы записаны

6 октября стало известно, что заместитель министра транспорта РФ Алексей Цыденов на совещании у вице-премьера Дмитрия Рогозина предложил с 2020 года оснащать все новые авто системами слежения на основе отечественной спутниковой системы ГЛОНАСС.

Обозреватели отметили, что работающий прототип такой системы уже есть. Это ЭРА-ГЛОНАСС – спутниковая система экстренного реагирования при авариях. В нынешнем виде она представляет собой чип, который реагирует на ударные нагрузки, характерные для ДТП, и посылает сигнал спасателям, где конкретно находится пострадавшая машина.

В качестве спасательной системы ЭРА-ГЛОНАСС не вызывала возражений. Однако властям показалось недостаточным использовать возможности спутникового слежения для спасения жизней граждан. Теперь речь идет о создании системы, которая будет собирать и отправлять самую разную информацию о перемещении и состоянии авто.

Речь идет о формировании единой среды сбора и обработки информации, отмечают обозреватели. В частности, ИТС будет следить за перемещениями машины, нагрузкой на ось, стилем езды конкретного автомобилиста, техническим состоянием автомобиля. Предполагается, что данные будут передаваться авторемонтным сервисам, страховым компаниям и прочим заинтересованным структурам. Ранее отмечалось, что при небольшой доработке такие системы могут быть использованы для удаленного управления автомобилем, например – для дистанционного глушения двигателя.

Вопрос о том, насколько подобная слежка соответствует Конституции и не нарушает ли права на неприкосновенность частной жизни, в правительстве, насколько можно понять по открытым источникам, не поднимался и не обсуждался.

Процесс пошел

Собственно, процесс установления электронного контроля за движением транспорта по стране уже идет, отмечают обозреватели. В настоящее время владельцы грузовиков и автобусов обязаны оснащать их тахографами и терминалами «Глонасс»; большегрузы должны также иметь транспондеры системы «Платон», взимающей плату за проезд по федеральным трассам.

С 2020 года все автомобили, производимы на территории Таможенного союза, должны будут иметь передатчики ЭРА-ГЛОНАСС. Создание единой информационной среды сведет все эти системы в одну и в перспективе позволит заменить три-четыре прибора в машине на один.

Единая информационная среда, действующая на основе ИТС, позволит объединить в одну сеть системы слежения «Умный общественный транспорт» и «Умная парковка», которые развиваются сейчас в Москве, Петербурге и Казани.

«Мы считаем целесообразным разработку двух «дорожных карт»: одну по совершенствованию нормативного правового и нормативно-технического регулирования, вторую – по интеграции создаваемой системы с другими государственными информационными и информационно-навигационными системами», – заявил журналистам президент Некоммерческого партнерства ГЛОНАСС Александр Гурко.

В свою очередь глава ГЛОНАСС Андрей Недосеков высказался за проведение тестовых испытаний по результатам, которых создатели следящих систем смогут принять конкретные решения по производству оборудования и развертыванию инфраструктуры.