Ребята, давайте жить честно, или Шесть дней из жизни Коли Смирнова

В прокат выходит комедия «Хороший мальчик» Оксаны Карас

Оскар Уайльд однажды пошутил: «Иногда живешь — будто и не живешь вовсе, а потом вся жизнь, толпясь, приходит в один час». Именно это и происходит с героем комедии «Хороший мальчик» старшеклассником Колей Смирновым. Шесть дней его школьной жизни вместили столько событий, что впору снимать о них кино — с чем блестяще справились сценаристы Михаил Местецкий (соавтор «Легенды № 17») и Роман Кантор, а режиссер Оксана Карас и продюсеры Василий Соловьев (автор идеи для фильма «Ледокол) и Юрий Храпов перенесли калейдоскоп Колиных приключений на экран.

Фильм начинается прологом — сценой спора Коли и папы (Константин Хабенский) по поводу того, является ли мышьяк металлом. Коля выигрывает спор, а обиженный папа предрекает сыну трудную жизнь.

Далее события нарастают как снежный ком. Учительница английского Алиса Денисовна (Иева Андреевайте) приглашает Колю зайти к ней за учебными материалами, и угощает вином — а потом и поцелуем. Дочь директора Ксюша (на год старше Коли) — девочка, к которой он безуспешно подкатывает — после пожара в школе меняет гнев на милость и диктует Коле свой номер телефона. Но заманчивые перспективы в отношении обеих женщин рушатся при появлении серьезных соперников. Да и сам Коля не поймет никак, за кем ему ухаживать — за учительницей или за ученицей, — и продолжает общаться с обеими.

Школьник Семен Трескунов (тот самый скромный мальчик-заика из комедии «Призрак» с Ф. Бондарчуком) сам пришел пробоваться на роль Коли Смирнова аж за 4 года до съемок. Создатели фильма оценили его амбиции и талант, но не утвердили ввиду юных лет. Пока авторы искали деньги на фильм, 11-летний актер подрос до нужного возраста и попал-таки на съемочную площадку.

С недетской серьезностью Трескунов играет подростка, который не терпит (или делает вид, что не терпит) нечестности в отношениях и пытается убедить всех окружающих жить «не по лжи».

«Не надо жить ради детей, — с легкостью заявляет он учительнице, которая на пьяную голову спрашивает, почему женатый любовник до сих пор не разводится. — Тут важно, — продолжает Коля, — решить, любишь ты человека или нет. Если бы мои родители влюбились и решили развестись, я был бы только рад — совет вам да любовь!»

Действуя честно, но не всегда по любви, Коля попадает в непростые — но, слава Богу, исключительно комические и легко разрешаемые ситуации. Даже когда школьный хулиган Багдасаров собирается его прилюдно избить, Коле на выручку приходит неожиданный спаситель. (Кстати, сцена, когда грозный обидчик сам оказывается унижен — одна из самых ярких и смешных в фильме, вызывая в памяти эпизод с Брюсом Уиллисом из «Криминального чтива»).

Многие проводят параллели с фильмом «Курьер» Шахназарова, но, на мой взгляд, в Коле Смирнове скорее проглядывает упрощенный комический вариант подростка-максималиста из советских фильмов типа «Кортик», «Мальчик со шпагой» или героев юного Николая Бурляева — хотя до Бурляева актеру Трескунову, конечно же, далеко (даже несмотря на заикание в предыдущем фильме). Впрочем, комедия — жанр облегченный, и здесь требования к актерам другие.

Тем не менее, внимательно посмотрев фильм, ловишь себя на мысли: некоторые важные реплики, вложенные в уста Хабенского, Ефремова, Трескунова и других неплохих актеров — видимо, должны произноситься по-другому. Или другими людьми — потому что серьезные мысли, в них заложенные — о любви и о жизни, — не «звучат» или теряются на фоне того, что происходит на экране.

Я имею в виду вот что. Главный герой фильма ухаживает одновременно за двумя женщинами, но ни одну из них по-настоящему не любит — судя по всему, ему просто хочется секса (что, конечно же — ну как же иначе в наши дни! — объяснимо). Ему льстила бы связь со взрослой женщиной, но учительница достаточно умна, чтобы с ним не связываться. Ему нравится фактурная Ксюша — но, в основном, своей фигурой. Дочка директора — девушка избалованная и легкомысленная, она хочет (пусть даже в шутку) розовый «порш» и «чтоб эта школа сгорела нафиг». Коля понимает, что такая девушка годится для того, чтобы похвастать другу, что ты две секунды держал ее за сиськи (как это было в фильме) — но всерьез вестись на ее капризы не стоит.

Кроме того, Коля постепенно сближается с директором школы Дроновым (М. Ефремов). Дронов и Колин папа учились вместе, и директор узнает в Коле принципиальный характер Смирнова-старшего. Излишне фамильярное сближение с честным мальчиком, в итоге, выходит директору боком — Коля решает перевоспитать Дронова.

То, что Колин папа — ботаник, а директор — крутой мужчина со «своей ха-ха.. харизмой...» — для Коли не имеет значения, поскольку наш герой не уважает ни папу — занудного чудака, ни Дронова — эгоистичного Дон-Жуана. В итоге оказывается, что папа — человек умный и одинокий — гораздо лучше, чем сын думал о нем, и у отца с сыном много общего; да и Дронов — вовсе не так уж плох, и для его поступков есть свое объяснение. Таков, по большому счету, итог фильма, если не считать финальную сцену всеобщего примирения с массовыми танцами в конце.

Если говорить по мелочам — немного неузнаваемой выглядит в фильме Москва и московская школа. Отнесем это на счет поэтической вольности создателей картины. Действие происходит по большей части на берегу реки — но в Москве не так много школ, стоящих прямо у воды (если они вообще есть — фильм снимали в заброшенной спортивной школе на Речном вокзале).

Сама спокойная атмосфера фильма, без столичной суеты, когда все и вся находятся под рукой, с учителями, живущими в двухэтажных домах, наподобие тех, что строили в послевоенные годы и которые до сих пор сохранились в провинциальных городах — все это создает обстановку скорее провинциальную (в хорошем смысле), но не столичную — пусть даже в кадре где-то мелькают башни Москва-Сити. Это впечатление провинциальной атмосферы подкрепляется и чересчур доверительным общением директора (и учительницы) с 15-16-летним учеником — в столичных школах учителя больше склонны держать дистанцию.

В фильме есть много танцев — от польки до хип-хопа. Действительно, сейчас в Москве многие — и подростки, и взрослые — занимаются танцами. С танцами даже грустная осень в фильме выглядит не так грустно. На мой вкус, фильму не помешали бы еще и песни — хорошие, в духе тех, что писали когда-то композиторы вроде Гладкова и Рыбникова. Но песен, к сожалению, нет. Есть лишь одна, заключительная, под названием «Мы — Вселенная», но она слишком эстрадно-фоновая. Увы, герои фильма не поют, пусть даже в душе. И это тоже о чем-то говорит.

Оксана Карас, уже снявшая по собственному сценарию «авторский» фильм «Репетиции», в одном из интервью призналась, что старается прятать драму за юмор. Возможно, именно поэтому случилось то, о чем я сказал выше: шутки в фильме звучат прекрасно и вызывают хохот, а важные вещи — теряются. И комедия, которая, судя по сценарию, могла бы быть чем-то большим и нести мощный лирический заряд (как, например, лучшие комедии Эльдара Рязанова), в результате все-таки остается сплетением забавных историй, над которыми, максимум, можно от души похохотать.

Впрочем, данный факт не умаляет прекрасного юмора, хорошей актерской игры, и других достоинств этой действительно смешной картины. Фильм, безусловно, достоин просмотра, и зритель получит от него заряд положительных эмоций, а в каких-то ситуациях, возможно, вспомнит себя — такого, каким он (или она) был в эпоху безумной юности — а может быть до сих пор и остался.

Ведь если подразумевать под «хорошестью» искренность и неспособность к компромиссам, то хороший мальчик в какой-то степени живет в каждом из нас.