БАШКИРИЯ БЕЗ ОЛИГАРХОВ

Нет, Муртаза Рахимов не просто рассуждал о политике с группой московских редакторов. Поздоровавшись с каждым, подождал, пока рассядутся, последним занял кресло и сразу заговорил об экономике Башкортостана. Показатели производства, агропромышленного сектора, сферы социальных услуг, приведенные президентом республики, свидетельствовали о годах роста, развития.

На вопрос, как же стало возможным такое на фоне стагнации, проявившейся в последнее десятилетие во многих российских регионах, Муртаза Рахимов удивленно посмотрел на нас.
- Разве секрет, что в России многое из того, что создавали поколения людей при советской власти, приведено в упадок, разворовано? В Башкортостане мы всячески сопротивлялись разрушительным процессам. Вот у нас нет олигархов, в акционерном капитале предприятий преобладает доля государства, существуют в обновленном виде колхозы, совхозы. В Москве, знаю, это многим не нравится, мол, не так входим в рынок. А я отвечаю: в стране должны быть порядок, дисциплина, тогда и люди работают, производят...
Два часа беседы - вместо одного запланированного - явили образ волевого хозяйственника, мы бы сказали, упрямого государственника. Никто пока не убедил лидера республики - бывшего рабочего, доросшего в свое время до директора крупного нефтеперерабатывающего завода, что созданное трудом миллионов людей может вдруг в одночасье быть подарено группе новоявленных олигархов. Что греха таить, выйдя из президентского кабинета, мы, конечно, позлословили о "признаках авторитарного, не рыночного стиля руководства Муртазы". Но это было до знакомства с реальной жизнью Башкортостана.
КАК ЗАЖИТЬ ХОРОШО?
В Стерлитамакском районе, расположенном километрах в ста от Уфы, нас привезли в свиноводческий совхоз "Рощинский". Сейчас, подумалось, дадут по паре резиновых сапог - и вперед: месить грязь, вдыхать характерные навозные запахи. Но шагнули мы в просторный, чистый, теплый корпус. В разгороженных секциях лежали свиноматки, а возле них толкались рыльцами по восемь, десять, двенадцать чистеньких поросят: с белой, пятнистой и даже с густой палевой щетинкой (канадская порода). На ферме используется искусственный метод оплодотворения. Новорожденных в течение нескольких месяцев откармливают до кондиционного веса, и цикл воспроизводства у свиноматок через полгода повторяется. Комплекс не новый, построен еще в конце семидесятых годов. В период всеобщей разрухи его просто поддерживали в порядке, а в последние годы освоили новые технологии, укрупнили поголовье. В настоящее время здесь ежегодно производится и реализуется более семи тысяч тонн свинины в живом весе, более двадцати пяти наименований готовой продукции. Удивительно ли, что вокруг такого благополучного совхоза сложился поселок городского типа, который на 1 760 жителей имеет Дворец культуры, больницу, баню-прачечную, кафе, бары.
В том же Стерлитамакском районе ничем не выделяющееся здание школы. Внутри чистые классы, неразмалеванные стены коридоров. Директор показывает последние приобретения для ребят. Средних размеров бассейн, который оборудовали в бывшей пристройке к основному зданию. И облицованный вагонкой тренажерный зал, разместившийся в подвальных помещениях школы. На стене типографским способом отпечатанный плакат с информацией о проведении соревнований по боксу на приз памяти земляка, погибшего в Чечне. Преподавание в школе на русском языке. Но поскольку в республике живут русские, татары, башкиры, чуваши, украинцы - всего более ста национальностей на 4,5 миллиона человек населения, то работают соответственно и национальные школы. Любопытный факт: из пятнадцати украинских школ в России восемь находятся на территории Башкортостана. Заглянули мы и в новую, выстроенную из красного кирпича православную церковь. Там проходило венчание молодоженов в присутствии человек тридцати родственников молодых. Метрах в ста от церкви - мечеть. Каждый волен идти в тот храм, куда тянется душа и зовут традиции предков.
В ходе реформ к сотням подобных и менее крупных предприятий в селах республики добавились около четырех тысяч фермерских хозяйств. Результат не нуждается в комментариях. По объему производства сельскохозяйственной продукции республика стабильно входит в первую тройку регионов Российской Федерации. Больше двух третей продуктов питания в магазинах и на рынках собственного производства. Об их качестве можно судить хотя бы по четырем золотым медалям, полученным в нынешнем году на Берлинской международной сельхозвыставке "Зеленая неделя".
Что в Стерлитамакском районе, что в парниковом совхозе "Алексеевский", расположенном возле Уфы, в беседах с людьми нас поразила несуетливая уверенность, с которой они рассказывали о своих буднях, планах на ближайшие годы. Работа, без преувеличения, кипит. В селах асфальтируются дороги, планомерно газифицируются индивидуальные и многоквартирные дома, строится новое жилье, да к тому же темпами, которые уступают только московским и санкт-петербургским. Одна цифра особенно запомнилась: в Башкортостане на сегодняшний день газифицировано более восьмидесяти шести процентов всех населенных пунктов. И как раз государственная поддержка аграрно-промышленного сектора (только в 1999-2001 годах на его нужды из бюджета республики выделено около 13 млрд. рублей) обеспечивает стабильность развития и позволяет строить планы на будущее. Сопоставимые цифры финансирования АПК заложены и в бюджет республики на следующий год.
АЛЛО, ВАС НЕ СЛЫШНО
Стоит все-таки воздать должное руководству Башкортостана, сумевшего доказать федеральной власти, что его модель социально-экономического развития региона имеет право на жизнь и укрепляет российскую государственность. Благодаря "плавному вхождению в рынок" здесь удалось избежать разделения общества на супербогатых и бедных. Средний класс в стадии формирования, эффективно работающих собственников пока не много. Но это, скорее, болезнь не отдельно взятой республики, а России в целом. С другой стороны, в Башкортостане сумели выработать свои антикризисные "рецепты", которые дают хорошие результаты. Это особенно проявилось в нефтехимическом комплексе - своеобразной "визитной карточке" республики.
Всего на долю "нефтянки" приходится 21,6 процента продукции башкирской промышленности. За ней идет химическая и нефтехимическая промышленность (15,7 процента). Еще в начале девяностых годов в Башкортостане решили сохранить контроль государства над базовыми отраслями экономики. И постарались максимально эффективно, не считаясь с временными финансовыми потерями, использовать наследство разваливавшейся страны Советов. Так было в драматичной истории одного из крупнейших в стране предприятий - полиэфирного комплекса.
Решение о его строительстве принял еще в середине восьмидесятых годов Совмин СССР. У японских фирм были закуплены и завезены высокотехнологичное оборудование и техническая документация. Сумма контракта составила почти 600 миллионов долларов. Первые десять лет строительство гиганта велось очень медленно (у российского правительства уже не хватало финансовых ресурсов), а вскоре "стройка века" и вовсе была заброшена. Хождения по московским коридорам власти оставались безрезультатными.
- Появилась даже дурная примета, - рассказал на встрече премьер-министр республики Рафаэль Байдавлетов, - все высокопоставленные чиновники из Москвы, кто обещал посодействовать возобновлению строительства полиэфирного комплекса, теряли свои посты. В какой-то момент мы сами себе сказали: хватит ходить с протянутой рукой. Было принято решение взять на себя финансирование этого объекта, хотя он, кстати, и сегодня сохраняет федеральное значение. Не могли мы смириться с тем, чтобы дорогостоящее оборудование пришло в негодность. Ведь его проектные мощности позволят выпускать ежегодно 230 тысяч тонн терефталевой кислоты и 120 тысяч тонн полиэтилентерефталата, а из него получать текстильные волокна, материалы для армирования шин и резинотехнических изделий, носители информации для компьютерной техники, да и обыкновенные пластиковые бутылки.
Сейчас отечественный рынок насыщен только импортной (в основном корейской) подобной продукцией. По оценкам специалистов, в Россию каждый год завозится около пятисот тысяч тонн полиэтилентерефталата, а спрос на него с учетом потребностей стран СНГ уже к 2005 году удвоится. Словом, продукция "Башполимера" реально востребована. Но почему-то на протяжении лет пришлось доказывать, что прежде чем ходить на поклоны за новыми кредитами, нужно освоить уже существующие...
- Получить первую товарную продукцию, - говорил премьер-министр, - планируется во втором квартале 2003 года. А при выходе на проектную мощность объем реализации "Башполимера" составит около 500 миллионов рублей в год. На предприятии будут работать до двух тысяч человек. В республике появится не просто предприятие с высочайшим уровнем технологии и производства, но и солидный налогоплательщик - поступления от него в бюджет многократно окупят вложенные средства.
С 1997 года на строительство "Башполимера" республикой вложено более 3 млрд. 415 млн. рублей. Урегулированы наконец с федеральным центром и вопросы собственности в отношении предприятия, что позволило привлечь дополнительные инвестиции. Целевая программа развития Башкортостана, принятая недавно правительством России, также нацеливает на завершение строительства полиэфирного комплекса. По сути дела, программа "расшила" не только проблему бесхозяйственности в отношении "Башполимера", но сняла и множество взаимных нареканий, накопившихся за последнее десятилетие между Москвой и Уфой. Ее реализация позволит создать более 30 тысяч новых рабочих мест и обеспечит занятость свыше 120 тысячам человек. Пополнится и федеральный бюджет: к 2006 году на 9 млрд. 580 миллионов рублей, а к 2007 году - уже на 24 млрд. 200 млн. рублей.
Тревоги тем не менее у руководства республики остаются. Беспокоит реформа РАО ЕЭС. Есть опасения, что из Москвы начнут устанавливать тарифы на электроэнергию, и от существующих 50-60 копеек за киловатт она поднимется до одного рубля - предприятия при таком тарифе "сядут". Не устраивает Уфу также не меняющееся пренебрежительное отношение федерального центра к субъектам Федерации, о чем без дипломатии говорил президент Башкортостана:
- Каждый клерк в Москве считает, что он пуп земли. Тесной связи с аппаратами президента России и правительства нет. Особенно сложно стало решать вопросы, когда создали федеральные округа. Там собрались какие-то обиженные, несостоявшиеся люди. Зато каждую бумагу с ними согласовывай. Попробуйте позвонить даже по "вертушке" - никто не ответит. Зато чиновников раз в десять больше, чем было при советской власти. Создается впечатление, что они сами по себе, а мы - сами. В управляемости страной произошел разрыв. Меня это серьезно тревожит...
Муртаза Рахимов считает, что институт полпредства, да и сами федеральные округа были созданы искусственно. При нарезке округов недостаточно учтены сложившиеся межрегиональные связи. Как, например, можно было оторвать Республику Башкортостан от Урала? По мнению Рахимова, в компетенции, конечно, самого федерального центра решать, где и сколько создавать территориальные органы. Но лишь бы они не вмешивались в сферы ведения и полномочия субъектов Российской Федерации.
Трудно было не разделить тревогу Муртазы Рахимова и московским гостям.