ОЛЕГ ТАБАКОВ: СЛУЖИТЬ ТЕАТРУ МОЖНО ТОЛЬКО ПО ЛЮБВИ

С Табаковым не соскучишься. Блестящий актер, он в беседе с журналистами не устает лицедействовать, изображая тех, о ком говорит. Да еще цитирует при этом целые монологи из сыгранных пьес - опять же "с выражением", играя. Если же речь идет о нем самом, то расплывается в широкой улыбке, всем своим видом выказывая собеседнику благодарность за внимание к его скромной персоне, складывает руки на животе и смотрит на тебя с лукавой, все понимающей улыбкой человека, привыкшего к всеобщему поклонению. Которым, впрочем, не кичится, а дорожит.

Олег Павлович, вы - руководитель двух столичных театров, при этом и сами много играете на сцене, снимаетесь в кино, озвучиваете мультфильмы. Вне театра вы - муж молодой обаятельной женщины, у вас маленький ребенок. Какая из этих многочисленных ипостасей - худрука, актера, мужа, отца - вам больше всего, на ваш взгляд, удается?
- Актера, конечно!
- Почему?
- По таланту, матушка, по таланту! Актером я был всегда. С рождения. И ни на какую другую должность, или, как вы говорите, ипостась, не променяю эту профессию. Что касается художественного руководства "подвалом" ("Табакеркой". - Авт.) и МХАТом, то я никогда бы не взялся за это трудное и не очень благодарное дело, не будь у меня спина прикрыта. Моими учениками - по первой студии, второй, третьей. Короче, не один я творю.
- А хватает времени, чтобы быть актером в полной мере? Все ли сыграли из того, что хотелось, о чем мечталось?
- Времени хватает - было бы, как говорится, желание! Сейчас я, например, репетирую Нильса Бора в пьесе "Копенгаген". Именно я, по всей вероятности, буду играть и Тартюфа - кому еще, как не мне, исполнять эту роль, а? Возможно, буду играть Бессеменова в "Мещанах". Видел в свое время потрясающую игру Жени Лебедева в этой роли в БДТ. Но я тоже кое-что знаю про эту жизнь, и про семью, и про разрыв между отцами и детьми...
- Коль уж вспомнили вы наш питерский БДТ, не могу не спросить о спектакле "Амадей" - он шел в постановке Георгия Товстоногова под названием "Амадеус". Сальери играл незабвенный Владислав Стржельчик. И вы играете "отравителя" Моцарта. Признайтесь, сравниваете, сопоставляете?
- Я в этой роли Стржельчика, к сожалению, не видел. Но видел других замечательных актеров, в том числе в знаменитой бродвейской версии - это было очень интересно. Но для меня не имеет большого значения, играл ли кто-то "мою" роль или нет. Как и то, идет ли спектакль по той же пьесе, что и у нас, в другом театре, или мы - "единственные и неповторимые". Пусть играют, пусть во многих коллективах идут "Амадеи", "Женитьбы" и т.д. Мне это не мешает. Я за здоровую конкуренцию. "Больше спектаклей, хороших и разных!", как призывали нас в недавние еще времена...
О моем же исполнении роли Сальери могу свидетельствовать: чем дольше ее играю, тем больший процент зрителей в зале разделяет точку зрения Сальери.
- А вы сами?
- А что я? Я - артист, мое дело играть.
- Значит, пора менять исполнителя Моцарта!
- Не скажите! Я их многих "пережил". Один теперь даже сделался графом, живет в Швеции. Как-то приехал, вошел в мой кабинет, бросился на шею, не дав мне возможности даже понять, кто это. Тискал так, что у меня, человека не маленького и не слабого, кости трещали... Другой мой Моцарт руководит теперь Театром имени Пушкина. Третий подвизается в "Современнике". А сейчас у меня просто суперкачественный Моцарт - Сергей Безруков. "Амадей" - вообще долгожитель нашего театра. Не сходит со сцены почти 20 лет. Недавно, отыграв его в очередной раз, я после спектакля слегка задержался в гримерной. Когда вышел из театра, смотрю, стайка девочек у крыльца, ждут автографа. Горькая мысль пришла в голову: а ведь это внучки тех девочек, которые ждали меня после дебютного моего спектакля по пьесе Виктора Розова "В поисках радости". Бежит время!.. Но надеюсь еще что-то сделать на сцене и удивить публику. К слову, мой роман со зрителем продолжается уже 45 лет. Срок, согласитесь, солидный. И уж если мои почитатели меня до сих пор любят, то я из последних сил буду стараться для них!
- А какой зритель вам ближе?
- Специально никогда об этом не думал. Мне интересен каждый человек, приходящий в театр. Могу сказать, какой зритель интересует меня, как художественного руководителя МХАТа. В первую очередь - молодой. Мы уже давали спектакли в одном из московских университетов. Полагаю, что к концу этого сезона смогу предложить кое-что и студентам физтеха. Все то, что я придумывал, будучи директором "Современника", буду продолжать и дальше...
- Сильно ли изменился репертуар МХАТа за то время, что вы руководите им? Чем руководствуетесь, выбирая ту или иную пьесу для постановки? Есть ли у вас какой-то критерий зрительского успеха спектакля?
- "Сменяется времен суровость, теряют новизну слова. / Талант единственная новость, которая всегда нова... Нельзя привыкнуть только к дару, /когда он так велик, как ваш". Эти строки Бориса Пастернака адресованы замечательной мхатовской актрисе Анастасии Зуевой. Критерий прежний - талант. А первую часть вашего вопроса за эффектной цитатой я забыл. Ах, да, вспомнил - репертуар. В Москве 180, и даже чуть больше, театров. За истекший сезон все они в общей сложности выдали примерно такое же количество премьер. Из этого общего числа знаете сколько премьер поставили два театра - МХАТ им. Чехова и "Подвал"? 19! Вот так вот. Работать надо, товарищи дорогие, дамы и господа. Обеспечивать население качественным зрелищем. К концу этого сезона, когда перевалим за вторую половину моего контракта, полагаю, будем иметь в Художественном театре еще несколько новых принципиальных постановок.
- Обновлять труппу планируете?
- Я по-иному это формулирую: надо попытаться сформировать труппу. Ближайшие два сезона будут положены именно на это. Во МХАТе труппа всегда была коллекционной. Если бы мы разговаривали лет 10 назад, то, думаю, вы без запинки назвали бы десяток, а то и больше известных актерских фамилий. Судьба распорядилась очень жестоко с этим театром. Чуть ли не в одночасье ушли Иннокентий Смоктуновский, Евгений Евстигнеев, Олег Борисов, Олег Ефремов... Тяжелейшее испытание. Такое не всякий коллектив выдержит. А особенность эстетики данного театра такова, что самые поразительные и восхитительные спектакли делались здесь через актеров. Мхатовские свершения - это Москвин, Хмелев, Добронравов. А уж когда Качалов выходил на сцену!..
- Молодой талантливый петербургский актер Константин Хабенский играет у вас сейчас по договору в "Утиной охоте". Поговаривают, он так понравился вам, что вопрос о его переходе из Театра им. Ленсовета во МХАТ им. Чехова - дело решенное...
- Кем решенное - не говорят? В таких случаях всегда надо спрашивать в первую очередь у самого актера. И обсуждая без него его планы на будущее, мы будем не правы. Будет ли он, выполнив в декабре все свои обязательства перед кинематографом, работать в театре Ленсовета или Моссовета, МХАТа - это ему решать.
Отдельно хочу сказать об "Утиной охоте", коль скоро вы ее вспомнили. Спектакль поставлен по пьесе Александра Вампилова. Это одна из первых его пьес, которая всегда будет реализовываться в театрах, которыми я руковожу. Есть идея поставить все, что Вампилов написал. Но пока удалось выпустить только два спектакля - "Провинциальные анекдоты" и "Утиную охоту". Как мне кажется, проблема, обозначенная в них драматургом, не исчезла, да и тип человеческий, к сожалению, не растворился во времени. Тот страшный диагноз, который Вампилов вынес нашему социалистическому обществу четверть века назад, увы, актуален и по сей день.
- Вообще в вашей труппе много актеров, работающих по договору?
- Никаких договоров нет. Есть совесть. Артист - человек служивый. И если он служит в театре, то служит, полагаю, по любви.
- Вы как-то обмолвились в одном из интервью о том, что есть возможность переселить вашу "Табакерку" из подвала на Триумфальную площадь...
- Да, есть такой проект. Юрий Михайлович Лужков, мэр Москвы, настойчив, и свое 70-летие я, видимо, встречу на Маяковке - на том самом месте, где стоял "Современник". Где за широкой монументальной спиной поэта прошли самые, наверное, счастливые мои годы. Там теперь будет театр, мной руководимый. Если, как говаривал Лев Толстой, буду жив.
- Помимо театра, сценических работ, что-то еще делаете - в кино, на телевидении?
- Записал на радио три сказки для детишек, озвучил четыре мультфильма. Я нормальный актер, работящий. Это выгляжу сегодня неважно, подустал. А в остальном - все у меня хорошо!