03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСЛЕДНИЕ АККОРДЫ "ОСЕНИ"

Бирюков Сергей
Статья «ПОСЛЕДНИЕ АККОРДЫ "ОСЕНИ"»
из номера 222 за 10 Декабря 2002г.
Опубликовано 01:01 10 Декабря 2002г.
Приезд Тамбовского камерного хора имени Рахманинова под занавес XXIV международного фестиваля современной музыки "Московская осень" стал одним из центральных событий этого ежегодного смотра новых композиторских работ.

С гостями из "глубинного" русского города я впервые познакомился год назад, когда они приняли участие в авторском вечере выдающегося эстонского композитора, народного артиста СССР Вельо Тормиса, эффектно исполнив его хоровую поэму "Заклятие железа". Помню, как светилось лицо Вельо Риховича, давно не приезжавшего в Москву и убедившегося, что его в России по-прежнему любят, поют и слушают.
На сей раз тамбовцы выступили уже в ранге традиционных участников "Осени". Теперь они "выручили" самих москвичей, над чьими партитурами, как признался мне потом руководитель хора Владимир Козляков, пришлось попотеть даже больше, чем над тормисовской, хоть и она отнюдь не проста. Зато, судя по реакции зала и растроганным лицам самих композиторов, хору вполне удалась пейзажная лирика Романа Леденева на стихи Ивана Бунина (особенно "Псковский бор"), масштабный хоровой концерт "Кровь казачья" Алексея Ларина на стихи Дмитрия Кедрина, простые и тонкие миниатюры Юрия Евграфова на стихи Евгения Баратынского, его же очаровательное танго (без сопровождения!) на стихотворение Иосифа Бродского "Кафе "Неринга", спетое на бис...
Тамбовский камерный хор - один из лучших в России - существует около десяти лет. Он учрежден Тамбовским государственным университетом имени Державина (который, кстати, поддержал и нынешние гастроли). Хору также оказывают поддержку областное управление культуры и мэрия Тамбова. Поют в основном педагоги музыкального факультета и студенты - нынешние и бывшие. Сам Владимир Козляков - выпускник Саратовской консерватории по классу профессора Евгении Сидоровой, которая воспитала не одного знаменитого хорового дирижера.
Несколько слов о фестивале "Московская осень-2002" в целом. В этом году его программа, составленная по большей части из премьер новых сочинений, так же насыщенна, как и в прошлые: около сорока концертов. Прозвучали крупные оркестровые произведения таких известных авторов, как Андрей Эшпай, Ефрем Подгайц, Михаил Коллонтай... Их исполнил один из авторитетных столичных коллективов - симфонический оркестр Владимира Понькина. В камерных и хоровых программах публике представили творчество не только москвичей, но и композиторов из Петербурга, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Казани, а также Армении, Грузии, Узбекистана, Франции, Бельгии, Венгрии, Чехии, США... Помянули специальными программами родившегося 100 лет назад замечательного композитора Сергея Баласаняна, безвременно ушедших Олега Янченко, Георгия Бузоглы, Сергея Беринского...
Увы, из всего этого широкая публика могла услышать очень немногое. Во-первых, зал Дома композиторов, где проходила большая часть концертов, весьма невелик. Во-вторых, мало кто может позволить себе роскошь каждый день на протяжении месяца сюда ходить. Автор этих строк, разрываясь между столичными музыкальными событиями, смог посетить только несколько программ. Запомнились, в частности, вокально-сценическая композиция "Четыре времени года" Михаила Броннера на стихи Чжан Кэцзю в великолепном исполнении певицы и "шоувумен" Натальи Горелик-Олениной, симфоническая пьеса "Светозвоны-VI" Виктора Ульянича, мощно-драйвовый "Контраплазм" (название - гибрид слов "контрапункт" и "плазма") для нескольких роялей и инструментального ансамбля Игоря Кефалиди.
Заинтересовала и аудиовизуальная композиция "Sale" австрийского композитора Дитера Кауфмана, соединяющая электронные звучания, видеопроекцию и танец. Увиденное и услышанное показалось очень образным: это - противопоставление естественного мира (зеленой травы, морских волн, человеческого тела) миру бездушных механизмов (каких-то гигантских буров, лебедок, насосов), рядом с которыми фигурка танцовщицы (она же автор хореографии Сабине Райтер) кажется такой немыслимо хрупкой. Кстати, исполнение произведения Кауфмана стало его мировой премьерой, что еще раз свидетельствует об авторитете "Московской осени" у музыкантов разных стран.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников