ОТПЕЛ ГУДОК ЗАВОДСКОЙ

В ткацком цехе темно, тихо, холодно - и ни души. Словно и не было здесь никогда ни станочного грохота, ни людской суеты, ни обеденных перерывов. А всего лишь год назад в корпусах текстильной компании ООО "Текстиль Поволжье ХБК Камышин" кипела жизнь, полторы тысячи камышинцев не задумывались о бирже труда.

А потом начались перебои с зарплатой. Текстильщики хоть и сникли, но надеялись на лучшее. Да и не так-то просто здесь, в Камышине, поменять работу. Еще и привычка. В этих стенах трудились династиями. А тут вдруг выяснилось, что им не на что кормить семьи, и арбитражный суд возбудил производство по делу о банкротстве ООО "Текстиль Поволжье ХБК Камышин"...
Население города сегодня составляет 130 тысяч человек, а на Камышинском хлопчатобумажном комбинате имени А.Н.Косыгина еще совсем недавно трудились 24 тысячи горожан. Прибавьте к ним членов семей - и выйдет, что больше половины камышинцев имеют непосредственное отношение к текстильному производству. Благополучие этих людей полностью зависит от градообразующего предприятия, недавно считавшегося едва ли не самым крупным по своему профилю в Европе. Однако в результате перестроечных перипетий экономические связи распались, комбинат разделился на несколько хозяйствующих субъектов.
Один из таких субъектов и приобрела фирма ООО "Текстиль Поволжье ХБК Камышин". Несмотря на то, что в цехах установлено уникальное оборудование, хозяйство досталось "купцам" по дешевке. А совсем скоро выяснилось, что у новых хозяев, мягко говоря, не все в порядке с финансами. Пошли задержки зарплаты. А затем и вовсе ручеек иссяк. Руководство ООО объяснялось в прессе: "Сегодня сложилась патовая ситуация, но не мы в этом повинны, а государство в лице налоговых органов". Между тем условия у всех предприятий были одинаковые.
Три месяца без получки - это уже трагедия. И фабричный народ побежал кто куда. ООО "Текстиль Поволжье ХБК Камышин" на глазах превращалось в зону бедствия. Бывшие знатные текстильщицы не могли себе позволить потратить трешку на поездку в автобусе, нанимались за копейки чистить рыбу на рынке, а у фирмы появились проблемы с долгами налоговикам, энергетикам, коммунальщикам, связистам... Впрочем, на руководстве ООО финансовые неурядицы сильно не отражались. Председатель наблюдательного совета и фактический глава компании господин Терехов по-прежнему разъезжал на шикарном джипе, регулярно возвращаясь в роскошный коттедж, где он прописан.
Все попытки новых хозяев выплыть за счет кредитов закончились ничем. На что уходили эти деньги, рабочим неизвестно. Ясно лишь одно - не на их зарплату и развитие производства. Поневоле камышинские текстильщики мучились сомнениями: зачем тогда новым хозяевам потребовалось приобретать фабричную собственность? Может, чтобы получить доступ к кредитам?
Масла в огонь подлила история с уникальными медными тканепечатными валами, превратившаяся в уголовное дело. Как писала об этом "Волгоградская правда", 22-23 декабря прошлого года сотрудниками УВД и отдела ФСБ Камышина проведена беспрецедентная акция. Задержаны три большегрузных "КамАЗа" с прицепами, груженных тканепечатными медными валами. Валы - главная и исключительно дорогостоящая составляющая оборудования, которым оснащена отделочная фабрика, предназначенная для крашения и нанесения рисунка на готовые ткани. Став полноправным хозяином имущества, фирма "Текстиль Поволжье ХБК Камышин" начала свою работу в роли собственника с ликвидации самого ценного оборудования: вывоза с территории предприятия тканепечатных валов. Валы - из чистой меди, хромированные. Как удалось выяснить следственному отделу УВД города, "медный караван" отправлялся фирмой не в первый раз.
Окончательный ответ на вопрос, действительно ли бизнесмены пытались "получить конъюнктурную выгоду в ущерб интересам общества, государства и трудового коллектива", так и завис.
А долги предприятия все росли. И наконец сумма задолженности оказалась в несколько раз больше, чем стоимость самой фирмы. Когда же терпение кредиторов лопнуло, они обратились в арбитражный суд. Как утверждают опытные финансисты, "Текстиль Поволжье ХБК Камышин" при нынешней ситуации реально не способно рассчитаться в ближайшее время с гигантскими долгами. Откуда возьмутся деньги у беспросветного должника? Однако владельцы ООО любыми путями пытаются отменить решение арбитражного суда о банкротстве. И настойчиво успокаивают и рабочих, и горадминистрацию. В качестве защитника бизнесменами выбрана солидная волгоградская юридическая фирма. Наблюдатели тут же отметили: одна из учредительниц той фирмы, конечно же, "по случайному стечению обстоятельств" является одновременно еще и женой руководителя территориального органа федеральной службы РФ по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению господина Валуйского. (А это тот самый орган, от которого во многом зависит, будет ли и дальше развиваться процедура банкротства). Что и говорить, вопрос о юридической корректности есть...
Но если банкротство все же состоится, то активы предприятия будут выставлены на аукцион. И тогда вступит в действие дарвиновский закон: выживает сильнейший. Новый хозяин, возможно, не забудет и про зарплату рабочим, и про развитие производства. Во всяком случае, в Камышине очень надеются, что знаменитый на весь мир текстильный комбинат возродить еще удастся.