- Элла Антоновна, пока шла на беседу с вами, насчитала пять стоматологических кабинетов - в бане, в кулинарии, в подвале жилого дома... Насколько можно им всем доверять?
- Обилие стоматологических услуг сомнительного качества - беда нашего времени. Клиники и кабинеты растут как грибы после ливня. В 2001 году наша комиссия провела комплексную проверку состояния частных медицинских структур в Московской области, и результат оказался шоковым. Почти все работают с грубейшими нарушениями санитарно-эпидемиологических норм, на некачественном оборудовании, используют плохие материалы, должная стерилизация отсутствует. Мы написали ряд писем в комиссию по лицензированию, и несколько таких "лавочек" были закрыты. Но прошло два-три месяца, и я увидела, что они опять работают. Вероятно, сменили название, прошли перерегистрацию и получили лицензию. Передо мной на столе - жалоба женщины, которая пыталась там протезировать зубы. Попалась на красивую вывеску и сходную цену. Думала сделать себе "красивый рот" к 50-летию. Результат: заражение костной ткани, тяжелый воспалительный процесс, пациентке теперь предстоит длительное лечение. А вот вернуть деньги будет непросто: предстоит судебная тяжба.
- Как же они умудрились такое натворить?
- Посмотрев рентгеновские снимки, я пришла в ужас. Ощущение, что работали вообще не медики, а какие-то коновалы. К сожалению, таким случаям несть числа. В некоторых фирмах даже специально вредят здоровью пациента, лишь бы сорвать куш.
- Как это?
- Например, пугают, что образовалась киста и убеждают в необходимости операции, режут десну, а потом накладывают швы, хотя все это вообще не нужно было делать. Хорошо, если при этом не внесут инфекцию.
- Неудивительно, что все боятся зубного врача...
- Бояться нужно не врача вообще, а плохого специалиста. Такой человек во всем страшен. По его вине может умереть человек, рухнуть дом. Хотя согласна, подсознательный страх похода к стоматологу сидит в каждом. В Америке, кстати, все тоже трясутся при виде бормашины... Наверное, это свойство человеческой психологии. Но такой страх надо преодолевать. Ведь нуждаемость в стоматологической помощи среди населения - практически стопроцентная, причем даже среди детей.
- А почему?
- Прежде всего из-за плохого питания. Не потому, что люди нуждаются и голодают, а потому что неправильно питаются. Я говорю своим коллегам, что мы никогда не останемся без работы именно потому, что люди не умеют есть. Никаких изысков и дорогостоящих продуктов для поддержания здоровья не требуется. Наоборот, все должно быть предельно просто. Молоко, творог, овощи, рыба, мясо, хлеб - всего понемногу. И обязательная гигиена полости рта. Стыдно сказать, но у нас не только дети, даже взрослые не умеют и не любят чистить зубы.
- Я знаю немало людей, которые принципиально не ходят к зубному врачу. Есть распространенное мнение, что после первого же посещения начнется как бы "цепная реакция" и все зубы начнут портиться... Или такая точка зрения: не надо лечить зуб, пусть "умрет" и тогда перестанет болеть сам по себе.
- Конечно, он "умрет", а следом можете отправиться на тот свет и вы сами. На моей памяти около десятка таких случаев. Сначала погибает зубной нерв, потом поражается кость, воспалительный процесс переходит на лимфатическую и кровеносную систему, клетчатку. Если зуб верхний, следом поражается мозг, если нижний - сердце и легкие. Человека можно не спасти. Так что распространенное мнение о том, что от зубной боли не умирают, - ошибочно.
- Многие не идут к врачу, предпочитая самолечение - полоскание, прикладывание к больному зубу чеснока или сала...
- Иногда это помогает. Например, распухла десна - вы начали ее "парить" ромашкой или содой. И болезнь "вылезла" наружу - образовался так называемый флюс. Как правило, тут уж больной бежит к врачу. Но ведь может случиться наоборот: воспалительный процесс уходит вглубь, и ситуация усугубляется. Так что самолечение - вещь опасная. Может, повезет, а может, и нет.
- Подходим к самой щекотливой теме: ведь лечение очень дорого. Для похода к стоматологу порой надо копить деньги не один месяц...
- Да, такое было на заре товарно-денежных отношений, после перестройки. Бесплатные услуги в муниципальных стоматологических поликлиниках были на крайне низком уровне. Сейчас ситуация изменилась к лучшему. Я считаю, что в городской или районной поликлинике по системе обязательного медицинского страхования, то есть бесплатно, все чаще можно получить вполне приличную помощь.
- Скажем, врач говорит: "У вас сложный случай - только за деньги". А на самом деле это не требовалось. Как же отличить одно от другого?
- Совет простой: никогда не давайте деньги врачу лично в руки. Все должно проходить через кассу. Тогда и соблазна обмануть вас у доктора не будет. Причем, в подобных неприятных ситуациях виноваты не только врачи, но и сами пациенты. Недавно ко мне пришла с жалобой женщина, у которой доктор вымогал деньги за лечение: дескать, через кассу это будет дороже. Она ему заплатила, а потом пришла, громко возмущаясь, ко мне. Конечно, врач деньги ей вернул, был сурово оштрафован, перед пациенткой я сто раз извинилась. Но все-таки не удержалась и спросила: зачем же вы давали ему эти деньги? Ответить она не смогла.
- Помню, несколько лет назад я спросила стоматолога, что он собирается делать с моим больным зубом. Он почему-то возмутился и сказал, что это - не мое дело.
- Абсолютно непрофессиональная реакция. Не стесняйтесь требовать, чтобы врач вам все рассказывал и показывал. Если он "крутит", не желает объяснить своих манипуляций или, того хуже, замешивает пломбу у вас за спиной, - бегите от такого эскулапа.