АЛЕКСАНДР ГОРШКОВ: НАША МОЛОДОСТЬ - ВЕЧНОЗЕЛЕНАЯ "КУМПАРСИТА"

Мир спортивного танца переживает бурные дни - вводятся особые критерии оценки, стремительно растет сложность композиций, появляются новые самобытные дуэты. И все это находится в поле зрения руководителя комитета по танцам ИСУ, олимпийского чемпиона 6-кратного чемпиона мира Александра Горшкова, который посвятил любимому спорту без малого сорок лет жизни.

- Александр Георгиевич, о вашем знаменитом танго "Кумпарсита" в свое время говорили как о визитной карточке несравненного дуэта Пахомова - Горшков. А как сегодня воспринимаете его вы в качестве исполнителя?
- Для своего времени танец был очень свеж, эмоционален, пластичен. Сегодня я смотрю на "Кумпарситу" как на символ нашей молодости, и здесь, конечно, присутствуют нотки ностальгии. Такое же чувство испытывают и зрители. Но в XXI веке рождаются уже другие эталоны мастерства.
- А в чем конкретно изменились подходы к танцу на льду?
- Сложность сегодняшних танцев очевидна, потому что теперь судьи придирчиво оценивают каждый элемент, каждую поддержку. А число сложных поддержек, разрешенных правилами, - семь. На мой взгляд, это очень много. Отсюда стремление большинства фигуристов включить в композицию максимум элементов. Танцу нужно вернуть изящество, красоту во всем ее многообразии.
- Три года назад специалисты вдруг заговорили о кризисе российской школы танцев. Но последние события опровергли мрачные прогнозы, особенно в связи с великолепным взлетом чемпионов мира Ирины Лобачевой и Ильи Авербуха. Что обусловило новый подъем российских мастеров?
- Здесь, видимо, уместно провести параллель с выступлениями фигуристов Англии, родоначальников спортивного танца. После 20 лет гегемонии на международной арене они вдруг оказались на третьих ролях. Причина? Откровенная ставка на консервативные правила. И лишь одному дуэту - Джейн Торвилл и Кристофер Дин - удалось-таки покорить мир своим искусством. Они как раз искали свои пути, а сам Дин взял даже на себя функции хореографа-постановщика, и этот дуэт взломал рутинную английскую школу. Но за ними не пошли другие английские фигуристы. Не рискнули.
В отличие от англичан, российские тренеры Елена Чайковская, Наталья Линичук, Татьяна Тарасова упорно преодолевали консерватизм старой школы и создавали свое направление. Когда есть школа, резерв неисчерпаем...
- А лично у вас не возникает ностальгических сожалений по поводу оттеснения того стиля, который стал классическим в 70-е годы благодаря танцам Пахомовой и Горшкова?
- Недавно мне привезли из США видеозапись тех программ, которые исполняли мы с Людмилой Пахомовой. А подарил мне кассету Игорь Шпильбанд, в прошлом ученик Людмилы. Я смотрел эти записи с удовольствием, но ясно ощущал, что в XXI веке танцы стали другими - более скоростными, динамичными.
- Будучи руководителем комитета по танцам ИСУ, вы подчиняете свою жизнь интересам спорта. А за пределами катка у вас есть личные увлечения?
- С детства люблю технику, сложные приборы, автомашины. Психологический отдых в наибольшей мере дает мне выезд на машине.
- Ваша дочь Юлия иногда сопровождает вас на чемпионатах Европы и мира. А кроме фигурного катания, она что-то изучает для себя лично?
- Юля окончила языковой институт, знает в совершенстве французский, английский. Это позволило ей поступить в Парижскую высшую школу декоративного искусства.
- У вас в жизни были мгновения, которые дали ощущение счастья?
- Да, на олимпийском льду в Инсбруке мы катались под знаменитую испанскую мелодию "Танец каблучков". Ощущение - неповторимое...