11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТРЕБУЮТСЯ СЕТИ, А НЕ ТОЛЬКО ВЕРТИКАЛИ

Никонов Вячеслав
Опубликовано 01:01 10 Декабря 2005г.
События последних недель на пространствах Содружества - от слияния ЕврАзЭС с Организацией Центральноазиатского сотрудничества до создания совместных миротворческих сил Договора коллективной безопасности - свидетельствуют о заметном усилении внимания руководства России к политике на этом направлении, о появлении у него более серьезной стратегической линии, которая начала давать результаты. Определиться со стратегией развития отношений со странами СНГ очень важно. Но не менее, а может, более важно определиться с тем, как можно эту стратегию успешно реализовать.

Опыт всех прошедших "цветных революций" говорит, что Россия существенно отстает в применении современных методов продвижения государственных интересов. Одна иллюстрация. В этом году я был на конференции в Тбилиси. В городе стоят три современные гостиницы, битком набитые представителями НАТО, Евросоюза, Совета Европы, ОБСЕ, ПАСЕ, Североатлантической ассамблеи. Там расположились представительства всех мыслимых американских, французских, немецких фондов, западных исследовательских центров. Эти организации содержат неправительственные структуры Грузии и подавляющую часть средств массовой информации. Как говорят злые языки, фонд Сороса платит зарплату правительству страны.
Система влияния России ограничивается посольством, которое является не самым весомым фактором местной политики, наличием миротворцев в отколовшихся регионах и некоторых экономических субъектов, которые в политическом плане ориентируются скорее на Тбилиси, чем на Москву. И Грузия в этом отношении - далеко не исключение.
В странах бывшего СССР была эффективно сформирована многоуровневая сеть влияния на внутриполитические процессы. К сожалению, не нами. Если Россия хочет добиваться влияния в СНГ, ей тоже нужна сетевая политика.
Для этого у нас много чего не хватает. Назову десяток наиболее очевидно отсутствующих компонентов.
Первое - требуется предлагать идеи. Концепции "либеральной империи" или "великой России", может быть, годятся для внутреннего потребления, но они не работают за пределами нашей страны. Пока мы не предложим новые интересные проекты, основанные на принципах свободы, справедливости и суверенного развития, западная незамысловатая риторика о европейских ценностях всегда будет одерживать верх.
Второе - нужна сила примера - России как страны, динамично растущей и отстаивающей идеалы прав и свобод личности. Пока нас как пример для подражания не воспринимают.
Третье - необходима инфраструктура влияния за пределами "жесткой" силы, то есть за пределами военных и экономических факторов. Компоненты так называемой "мягкой" (невоенной) силы у нас все еще слабы.
Четвертое - надо создавать нормальные институты СНГ. Если мы хотим, чтобы Содружество функционировало (а эта организация явно не вредная), нужна могучая бюрократия, сопоставимая с бюрократией Европейского союза и так же оплачиваемая. Институциональный, кровный интерес чиновника - это важнейший цементирующий фактор для любого интеграционного объединения.
Пятое - должны возникать условия для работы в СНГ российских неправительственных организаций (НПО). У нас вообще внешнеполитических НПО очень мало. Чтобы их сосчитать, хватит пальцев одной руки, максимум - двух. В Соединенных Штатах внешней политикой занимаются 15 тысяч неправительственных организаций, работающих по всему миру, и многие из них финансируются не хуже, чем весь российский МИД.
Шестое - российский бизнес нуждается в политическом целеполагании. Он должен делать вовне то, что нужно стране, а не только конкретному предпринимателю. Но для этого государство должно четко сформулировать и донести до бизнеса собственный интерес.
Седьмое - огромные резервы кроются в работе с местными структурами по связям с общественностью (PR) и государством (GR). В СНГ нет отделений наших PR и GR-структур, и нигде практически невозможно найти российских лоббистов.
Восьмое - требуется работа с диаспорой. Мы не создаем в массовом порядке культурные центры, мало работы по сохранению русского языка, по продвижению соотечественников в руководство государств Содружества.
Девятое - необходим куда более высокий уровень уважения к людям из СНГ, к мигрантам из наших братских государств. О России судят не в последнюю очередь по унизительной регистрации, по "обезьянникам", куда людей таскают каждый день, по взяткам, которые надо давать, по тем баракам, где живут гастарбайтеры... Хорошо, что президент выступил с инициативой облегчить процедуру получения гражданства РФ бывшими гражданами Союза.
Десятое - следует возродить политику воспитания элит других стран в нашей образовательной системе. Сейчас подавляющее большинство элиты стран СНГ обучает своих детей не в российских вузах, а в американских, европейских, в учебных заведениях исламских стран. Это важнейший компонент влияния.
Не стоит думать, что если Россия вступит в состязание со странами Запада в борьбе за умы людей в бывшем Советском Союзе, то будет втянута в противостояние, аналогичное "холодной войне", на которую у нас просто не хватит средств. Создание сетевых структур на самом деле будет недорогим. Не думаю, чтобы все расходы Запада на пространстве СНГ превышали миллиард долларов в год. У нас идут большие дискуссии о том, что делать с 200 млрд. долл. из золотовалютного резерва, Стабфонда, профицита бюджета. Даже с учетом затрат на приоритетные президентские проекты денег с лихвой хватит и на Содружество.
Речь не идет о симметричном ответе. Ясно, что страны СНГ - это один из периферийных интересов Запада, но один из главных внешнеполитических интересов России. Поэтому мы вполне в состоянии потянуть эти расходы.
Для создания сетевых структур, возникающих внутри страны, но действующих за ее пределами, потребуется немножко другое государственное мышление. Сейчас у нас строятся вертикали, а нужны сети.
Не создав инфраструктуры сетевого влияния в мире, мы будем всегда уступать в эффективности.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников