19 октября 2017г.
МОСКВА 
5...7°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.57   € 67.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

БЕЗ СТРАХОВКИ

...Я еще удивился: откуда в этом старом семейном альбоме снимок молодого Олега Попова? Смотрю на фотографию - ну точно он, "Солнечный клоун". Только знаменитой кепки нет.

- Да нет же, это мой отец, Виктор Федорович Сапрыгин, - с ноткой грусти в голосе говорит Игорь.
Он уверен: сложись судьба отца чуть иначе, и стать бы ему мировой звездой. Но отец совершенно сознательно выбрал другой путь, хотя, по мнению тех, кто помнит его выступления, был не менее талантлив.
- На смотре в Риге в 1946 году его назвали лучшим клоуном Прибалтики. Но именно в тот год встал вопрос, что выбрать: карьеру на большой арене или семью? Он выбрал нас и отказался от предложения уехать в Москву - семья к тому времени осела в Вильнюсе. Он продолжал гастролировать, изъездил весь Союз, но все же это была не столица с ее возможностями. И выступал уже не на арене, а на сцене, а это совсем другое дело. Сейчас отцу 93 года...
Нотка грусти пронизывает повествование Игоря. В недалеком прошлом вся семья была артистической и здесь знают цену успеха. По пожелтевшим фотографиям видно, как Виктор Федорович формировал образ "солнечного клоуна", постепенно превращаясь в него из традиционного "рыжего". Ну просто разительное сходство с Олегом Поповым. А без грима совсем не похож - ни в молодости, ни сейчас. Подражал, что ли? Но нет! Звезда Олега Попова взошла гораздо позже, он-то и на арену в качестве клоуна вышел лишь в 1951-м, Виктор Федорович был уже зрелым мужчиной и признанным мастером арены, когда Олег Попов только родился. Значит, точные штрихи образа "солнечного клоуна" молодой Виктор Сапрыгин нашел намного раньше...
У Игоря есть основания говорить о цирковых способностях своего отца. До войны Виктор Сапрыгин был знаменитым на весь Советский Союз мастером акробатических трюков. Его имя зазывало зрителей с огромных афиш, а фамилию объявляли под барабанную дробь. И не в каком-нибудь провинциальном шапито, а в самом знаменитом советском нэпманском цирке. Хозяин, Иван Лебедев, сумел привлечь лучшие силы того времени. Известные на весь мир силачи-борцы Иван Поддубный, Иван Заикин, дрессировщик Владимир Дуров - все они выступали в "цирке дяди Вани". Первый выход Виктора Сапрыгина вместе со своими звездными партнерами по арене состоялся в 1920 году. Было тогда ему 14 лет. Виктору повезло в самом начале пути. Способного мальчика приметил знаменитый в те годы гимнаст Вадим Гирюнас - выходец из Литвы. Они подружились и стали партнерами по арене. Вадим выполнял уникальные для того времени трюки, которые широко вошли в цирковые программы лишь спустя десятилетия. Виктор перенимал тайны профессии у лучшего мастера. В ту пору гимнасты, акробаты работали без страховки. Это был цирк с реальным риском для жизни. Барабанная дробь означала приближение опасности. У зрителей замирали сердца не только от восхищения мастерством артистов, но и от страха. Виктор с Вадимом творили под куполом невероятное. Чего стоил один только номер "Воздушный полет". Этот трюк и ныне известен: акробаты летают, кувыркаясь, на большой высоте, перехватывая друг друга за руки. Вот только тогда это была новинка, а главное - выполнялся номер, повторяю, без страховки.
Гвоздем программы у Виктора до войны был и совершенно необычный "акробатический" номер. Назывался - он "Вильгельм Телль". Из немыслимых для стрелка акробатических положений Виктор палил настоящими пулями из английской винтовки по различным предметам, установленным на арене. И не промахивался. Куда там киношным ковбоям! Номер производил фурор... Последний шанс уехать в Москву предоставила Маргарита Назарова. Да, та самая знаменитая тогда на весь Союз дрессировщица. Но в тот период, когда выступала в Вильнюсе, была... балериной. Здесь-то Маргарита встретилась с известным дрессировщиком Александром Александровым, уехала в Москву и поменяла цирковую профессию. Звала в большую столицу и Виктора. Но он отказался... Зато воспитал сыновей достойными людьми и талантливыми артистами.
Юрий тоже через всю жизнь пронес любовь к цирку. Закончил выступать буквально пару лет назад, но до сих пор обучает цирковому искусству детей одного из вильнюсских интернатов. Много лет был акробатом-эксцентриком, эквилибристом в цирке "Балтия". В 1958 году стал дипломантом всесоюзного конкурса артистов эстрады в Москве. А помог ему найти свое амплуа и добиться успеха на арене Леонид Утесов. Маэстро входил в жюри конкурса. Юрий только начинал выступать в качестве акробата-эксцентрика. И очень волновался из-за своих очков - не помешают ли они зрителям воспринимать его выступление? Перед выходом на сцену случайно столкнулся с Утесовым на лестнице. И рискнул обратиться к Маэстро.
- Леонид Осипович! Можно попросить у вас совета?
- Да, молодой человек, - благосклонно посмотрел на него Утесов.
- Что мне делать с очками? Выступать с ними как-то неловко, а без них мне неудобно...
- Вы ведь акробат-эксцентрик? Так очки помогут создать образ!
Юрий послушался совета. Его выступление очень понравилось членам жюри, особенно Утесову. Выходит, отец дал Юрию, образно говоря, путевку в жизнь, а Леонид Осипович как бы подписал ее...
В жизни Игоря цирк тоже сыграл значительную роль. С помощью отца он освоил смешной номер под названием "Сатира в рисунках". Виктор Федорович рассказывал на сцене некий фельетон в стихах и картинках. Говорил, например, о плохом директоре обувной фабрики. Рисовал его портрет. В конце, когда выяснялось, что директор совсем никчемный, переворачивал портрет, и все видели, что на самом деле на листе... рваный ботинок. Когда Игоря призвали в армию, он участвовал в армейских конкурсах. В 1965 году дошел до всесоюзного фестиваля творчества воинов в Москве. Генерал, который курировал выступления, одобрил "Сатиру в рисунках", но велел Игорю изменить программу. Он хотел, чтобы фельетоны были не бытовые, а политические. За ночь солдат напридумывал сюжетов про империалистов, про атомную бомбу. Показал генералу. Тот остался доволен. И вот Игорь вышел на сцену. И вдруг каким-то наитием ощутил: политические сюжеты - это все же не то, что нужно зрителям. Решил на свой страх и риск поступить вопреки указаниям генерала. И рассказал про директора обувной фабрики. Зал умирал от смеха. А генералу, хотя он и стоял за кулисами зеленый от злости, ничего не оставалось, как проглотить обиду. Лишь прошипел Игорю после завершения номера:
- Сгною на гауптвахте.
Но вместо этого была грамота от министра обороны СССР маршала Малиновского..
Такой вот цирковой кульбит...


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.