05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-6...-8°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ЖЕМЧУЖИНЫ ТАВРИДЫ ИДУТ С МОЛОТКА

Янченков Владимир
Опубликовано 01:01 11 Января 2002г.
Российско-украинские отношения осложняют известные проблемы - газовые долги, до конца не проясненный статус Черноморского флота, дискриминация русского языка на Украине и другие. К сожалению, уже утрачено немало из того плодотворного, что веками связывало два братских народа и не связано впрямую с вопросом о независимости государств. Об этом корреспондент "Труда" беседует с президентом Фонда развития экономических и гуманитарных связей "Москва - Крым" правительства Москвы, доктором юридических наук, профессором Олегом Котолуповым.

- Как вы оцениваете состояние российско-украинских отношений сегодня?
- С избранием президентом России Владимира Путина произошли существенные изменения к лучшему. Украина вернула себе второе место в списке ведущих торговых партнеров России. Москва пошла на реструктуризацию украинских долгов за газ, достигнуты договоренности в областях межрегионального, приграничного и военного сотрудничества.
Наш Фонд участвует в крупных экономических проектах двух стран - таких, как сооружение моста через Керченский пролив, создание крупных российско-украинских холдингов и многое другое. Однако, к сожалению, общая положительная динамика отношений с Украиной не находит должного отражения в гуманитарной сфере. А ведь это так важно - сохранить единое культурное пространство, найти разумные компромиссы в интересах русского и украинского народов.
В силу ряда обстоятельств гуманитарное единство наших стран деформируется, разрушается очень быстро, и, боюсь, этот процесс может стать необратимым.
- Что вас особенно настораживает?
- Примерно половина жителей Украины имеет родственников в России, а для восточных и южных регионов этот показатель достигает почти 70 процентов. Однако согласно результатам социологических опросов, за последние три года посетить близких в России смогли только 13-14 процентов украинцев. По данным авторитетного Украинского исследовательского центра имени Разумкова, 84 процента населения Украины либо постоянно, либо эпизодически следили за событиями в России - налицо потребность в доступе к российским, а не только местным русскоязычным СМИ. Однако в сентябре телеканал "Интер" прекратил трансляцию даже программы "Время". Парадокс, но сегодня западноевропейские государства имеют большие информационные возможности в России и Украине, чем сами наши страны на территории друг друга.
Рассуждения некоторых украинских политиков о роли России в истории и современной жизни Украины - по преимуществу в негативных тонах - привели к тому, что стали возможными откровенно враждебные по отношению к России заявления. После недавней трагедии с российским лайнером ТУ-154 видные лидеры Украинского Народного руха, например, не замечая, видимо, кощунства, называли гибель самолета "московской провокацией", спланированной для... продления сроков пребывания российского контингента в Крыму. На подобный абсурд можно было бы и не реагировать, если бы все это не произносилось в расчете на определенный общественный резонанс. К счастью, сдержанность руководителей России позволила минимизировать политический ущерб.
Что касается проблемы Крыма, то она становится все менее интересной для значительной части россиян, украинцев, да и самих крымчан. Столкнувшись с конкуренцией со стороны зарубежных и российских курортов, Крым должен вновь доказывать свою привлекательность в качестве здравницы. На российском Черноморском побережье наработан ценный для Крыма опыт эффективной модернизации экономики курортной сферы. И, право же, украинской стороне грех не воспользоваться этим опытом.
Россия могла бы еще более активно участвовать в разработке и осуществлении программы развития Крыма как круглогодичного международного курорта. Для этого необходимо решить вопросы собственности на недвижимость. Определенные возможности для этого открывает недавно принятый Украиной Земельный кодекс. Более активное проникновение российского капитала в Крым способствовало бы также декриминализации курортной сферы, служило интересам республиканского и всеукраинского бюджетов.
Очень важно сделать все, чтобы эффективно использовать российскую собственность в Украине. Если она заработает, в крымскую и украинскую экономику будут инвестированы миллиарды рублей. С подачи нашего Фонда на эту проблему обратили внимание правительство РФ и Государственная Дума России. Однако инициатива российской стороны зачастую встречает непонимание киевских бюрократов, которые, решая судьбу крымской недвижимости, отказываются от предложения многомиллиардных инвестиций и отдают жемчужины Тавриды за бесценок своим и протеже.
Есть еще один камень преткновения. Под надуманными предлогами часть киевской политической элиты навязывает российской стороне вопрос о демаркации границы. Первым шагом стало требование о введении загранпаспортов для пересечения границы. Среди тех россиян, кому оказывает содействие Фонд, немало социально необеспеченных и пожилых людей, для которых оплата соответствующих сборов и стояние в овировских очередях могут стать непреодолимым препятствием для посещения Украины и Крыма.
- Что, на ваш взгляд, нужно предпринять, чтобы "привести в порядок" российско-украинские отношения?
- Прежде всего следовало бы наполнить конкретным содержанием Договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, подписанный в 1997 году. Этот документ справедливо критиковали, в том числе за излишнюю декларативность. Однако он содержит важные обязательства сторон - о защите этнической, культурной, языковой и религиозной самобытности национальных меньшинств (хотя о правомерности термина можно спорить), о сотрудничестве в области культуры, литературы, искусства, СМИ, туризма и спорта, о сохранении историко-культурного наследия, о защите природной среды, использовании рекреационных возможностей Азово-Черноморского бассейна... От того, будут ли в кратчайшие сроки разработаны и подписаны соответствующие соглашения, зависит, станет ли "большой" договор базой для двустороннего стратегического партнерства или останется мертвой декларацией.
Не менее важно заключить договор о режиме российско-украинской границы, в котором стороны отказались бы от демаркации, от намерений ввести визовый режим. Многие не понимают, что установление жесткого пограничного режима с Россией в то время когда западные соседи Украины по отношению к ее гражданам этот режим всемерно упрощают, может создать для Украины крайне невыгодный имидж буферного, маргинального государства.
О конкретных направлениях российско-украинского сотрудничества можно говорить долго. Самое главное - понять, что обе страны заинтересованы в сохранении контактов между людьми и народами, а не только между государствами. Без этого все попытки навести мосты в сфере "чистой" экономики или "чистой" политики не дадут результата.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников