05 декабря 2016г.
МОСКВА 
-9...-11°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 63.92   € 67.77
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

НЕВИДИМЫЙ БИЗНЕС

Чайкина Ольга
Опубликовано 01:01 11 Января 2002г.
Собственник АО "Судостроительный завод "Северная верфь" - компания "Новые программы и концепции" (НПК) забыла вернуть государству несколько сот миллионов долларов, истраченных на строительство эскадренных миноносцев проекта 956 для нужд Минобороны РФ

Во все времена производство оружия и торговля им были одними из наиболее прибыльных видов, как бы сейчас сказали, бизнеса. Что касается производства, то здесь Россия всегда славилась своими оружейниками, мастеровыми людьми, кузнецами славы Российской армии и флота. И сегодня многие предприятия оборонного комплекса продолжают успешно работать и конкурировать на мировом рынке. Не случайно, что успехи российских оборонщиков, которые сумели в 2001 году продать за рубеж своей продукции почти на 4,5 млрд. долларов, так высоко оценил президент страны Владимир Путин. Однако нормально функционируют лишь те предприятия оборонки, у руля которых остались настоящие профессионалы, производственники со стажем, кто знает свое производство "от и до". Другим же повезло меньше - в мутной воде первой волны приватизации власть над этими предприятиями получили люди, которые вопросы обороноспособности страны, видимо, могут рассматривать лишь через призму своего бумажника.
Известно, купить за бесценок то, что принадлежало государству, и продать потом подороже, - любимая, как они сами говорят, "тема" приватизаторов первой волны. Переложить из государственного кармана в свой - милое дело. Тут редко тайное становится явным. Но, к счастью, в последнее время благодаря усилиям президента и правительства государственная машина решается спросить с некоторых предпринимателей сполна, заставляя вернуть государственные средства. Похоже, именно по такому сценарию в ближайшем будущем будет развиваться ситуация вокруг компании "Новые программы и концепции" и ее фактического владельца, бывшего советника Бориса Ельцина - Бориса Кузыка.
ТАК УВОДИЛИ ВЕРФИ
Заказ на эскадренные миноносцы был размещен на "Северной верфи" еще в 1992 году, когда эта верфь являлась государственным судостроительным заводом. Финансирование строительства полностью осуществлялось за счет бюджетных средств, выделенных на национальную оборону. Однако грянула приватизация, и на месте госпредприятия возникло Акционерное общество открытого типа "Северная верфь".
Вскоре рядом с практически государственным судостроительным предприятием, играющим важную роль в обеспечении безопасности страны, было образовано еще одно, частное, практически с тем же названием АО "Судостроительный завод "Северная верфь", куда впоследствии и было передано большинство активов государственного предприятия. Таким образом, в результате интересных и обычных для времени активной приватизации операций развитие нашего флота во многом стало зависеть от частной судостроительной компании, контрольный пакет акций которой принадлежит, как пишет газета "Ведомости", компании "Новые программы и концепции" и ее фактическому владельцу - Борису Кузыку.
Пока вокруг "Северной верфи" кипели приватизационные страсти, в цехах предприятия царили неразбериха и запустение. Эскадренные же миноносцы тем временем так и оставались недостроенными. Видя всю безвыходность ситуации, в 1997 году ФГУП "Росвооружение" заключает контракт с Китайской Народной Республикой на поставку 2 эскадренных миноносцев, застрявших в цехах "Северной верфи". Правда, заключению этого контракта предшествовало распоряжение правительства РФ от 24 июля 1997 года. Наряду с передачей строящихся миноносцев АО "Судостроительный завод "Северная верфь" этот документ предписывал по согласованию с Минфином России определить размер средств федерального бюджета, израсходованных на строительство кораблей (заводские номера 878 и 879) до их передачи для достройки. И самое главное - распоряжение регламентировало порядок возмещения расходов федерального бюджета, понесенных на строительство эскадренных миноносцев, ведь продажу недостроенных кораблей по договору купли-продажи от 10.04.97 всего за 541,6 тыс. долларов, т.е. практически по цене металлолома, иначе как насмешкой над государством не назовешь. Правда, продавец АО "Северная верфь" реализовало эскадренные миноносцы не кому-нибудь, а своему "двойнику" АО "Судостроительный завод "Северная верфь". Между тем следует отметить, что готовность эскадренных миноносцев на момент их передачи для достройки составляла примерно 70 процентов одного и 30 процентов другого. А если учесть, что общая сумма, за которую эскадренные миноносцы были реализованы в КНР, составила около 610 млн. долларов, несложно посчитать размер средств, которые причитаются федеральному бюджету в счет оплаты за переданные корабли. По самым скромным подсчетам, и даже без учета процентов, эта сумма составляет до 300 млн. долларов. Однако представители холдинга НПК считают, будто на самом деле никакой проблемы во взаимоотношениях завода и Минобороны не существует. Мол, сумма компенсации была окончательно согласована с военным ведомством, главкоматом ВМФ и "Росвооружением" еще в 2000 году и составляет примерно 180 млн. рублей (то есть в 50 раз меньше). Но и эти деньги завод собирается выплатить госбюджету лишь по истечении срока гарантийной эксплуатации второго переданного Китаю эсминца. Но как следует из письма первого зам.министра финансов Алексея Улюкаева на имя Сергея Иванова, такое решение вопроса не согласовано с Минфином.
При этом, как явствует из проекта "Программы сотрудничества АО "Судостроительный завод "Северная верфь", ВМФ РФ и Министерства транспорта РФ на период 2001 - 2010 гг., возвращение государственных денег хозяевами "Северной верфи" - компанией "Новые программы и концепции" вообще остается под большим вопросом. Судите сами: "Средства, подлежащие перечислению МО РФ за использование незавершенного строительства кораблей, заказанных флотом и достраиваемых на экспорт...в бюджет не направляются, а остаются на предприятии для финансирования строительства кораблей для ВМФ РФ". Все просто и ясно, и напоминает это всем известную историю о том, как Ходжа Насреддин учил осла говорить. А на месте доверчивых государственных чиновников стоило бы поинтересоваться, что за средства, как писали те же "Ведомости", были потрачены компанией "Новые программы и концепции" для покупки активов в ВПК в декабре 2001 года.
ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ... НАЗАД
Да, сегодня наш флот находится в тяжелом состоянии из-за недостаточного объема его финансирования. Но решать эти проблемы необходимо без применения сомнительных схем из нашего недалекого прошлого. А то мы читаем в упомянутом проекте "Программы сотрудничества..." и про внебюджетные фонды, и об освобождении "Северной верфи" от уплаты НДС и налога на прибыль, и об освобождении от уплаты или снижения ставок налога на имущество и налога на пользователей автодорог. Тем более что удается же решать проблему задолженности по государственному заказу цивилизованными методами.
НАДЕЖДА ЕСТЬ!
А возвращать долги своего завода Борису Кузыку, видимо, придется. 25 декабря лидер проправительственной фракции "Единство" в Госдуме Владимир Пехтин обратился с депутатскими запросами к главе Счетной палаты Сергею Степашину и министру обороны Сергею Иванову, в которых говорится о необходимости в кратчайшие сроки разобраться в данной ситуации. А как следует из упоминавшегося письма первого заместителя министра финансов, нужно выполнить постановление правительства и вернуть государству деньги, вложенные в строительство эсминцев. Да и судя по всему, президент и его команда, начиная наводить порядок в стране, самым серьезным образом задумываются о том, стоит ли доверять выполнение серьезных оборонных заказов таким бизнесменам, как Борис Кузык.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников