23 июня 2018г.
МОСКВА 
28...30°C
ПРОБКИ
2
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.24   € 73.72
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

РОБЕРТ СТУРУА: ХОРОШО РАБОТАЕТСЯ В РОССИИ

Безрукова Людмила
Опубликовано 01:01 11 Января 2003г.
Театральные постановки Роберта Стуруа столь самобытны, что с никакими другими их не спутаешь. Его называют одним из лучших режиссеров мира, приглашают работать в Грецию и Италию, Францию и Марокко, Японию и США. Сам он свои спектакли оценивает скромно: "Хочу, чтобы зрителям было интересно. Других задач ни перед собой, ни перед актерами обычно не ставлю". Его актеры - это труппа Тбилисского театра имени Шота Руставели. А также московских - "Табакерки", "Сатирикона", "Et cetera...", с которыми работает постоянно.

- Очень люблю работать в России, - говорит Роберт Робертович, с которым мы беседовали в дни гастролей его тбилисского театра в Петербурге. - Вообще люблю русский театр, русскую драматургию - классическую и современную. Меня здесь многие знают, и я - многих. Поэтому полный контакт и с коллегами-режиссерами, и с актерами.
- А как вы решаете для себя, где ставить и с кем?
- Когда еду в другие страны, не в Россию, то нахожусь обычно в неведении относительно предстоящей работы. Продюсеры, которые приглашают, предоставляют мне определенное время для знакомства с коллективом. Они сами представляют своих актеров, предлагают ту или иную пьесу. Сижу, смотрю день за днем. Актеры смущаются, я тоже. Но в конце концов принимаю решение и начинаю работать.
В России же сам выбираю актеров, исходя из собственного замысла. Так было, например, с "Гамлетом" в "Сатириконе". Задумал и сделал его в расчете прежде всего на уникальные возможности Кости Райкина. Он смог сыграть, на мой взгляд, иначе, чем до него играли эту роль.
- Недавно вы вновь поставили "Гамлета", уже не в первый раз за свою творческую карьеру...
- Да, к "Гамлету" обращаюсь в третий раз. Ставил в Лондоне. Потом - с Райкиным. После чего решил сделать еще один спектакль с нашей молодой труппой. Я стараюсь регулярно обновлять коллектив. Последнее по времени обновление, четвертое, прошло, к счастью, бескровно, хотя в других театрах, знаю, такие процессы идут тяжело. В коллектив пришли молодые актеры, не смевшие мечтать, что в нынешние трудные для страны годы они кому-то нужны, смогут что-то значительное сделать на сцене. Когда я увидел, в каком они состоянии, то счел себя обязанным поставить спектакль для них. А также для молодого Заза Папуашвили. Хотел, чтобы он сыграл Гамлета. Он уникальный актер! Это для него практически последняя возможность, ему ведь уже за 30. Третьего своего "Гамлета" я ставил как стихотворение. Поэтический получился спектакль. Давно заметил, что, если идти точно за авторским текстом, зритель начинает скучать. Надо, чтобы фабула увлекала. Я вообще не люблю повторно, а тем более в третий - четвертый раз обращаться к пьесам. Но данное шекспировское творение настолько глубокое, что мне и сейчас, после трех постановок, не все до конца ясно в нем.
- Эти молодые актеры, о которых вы говорите, - ваши ученики?
- Не совсем. Был момент, когда они работали на Малой сцене театра вместе со своим педагогом. Тот попросил, чтобы я принял их в основную труппу на время, пока не создадут своего театра. Но театр, о котором они мечтали, создать не удалось, и все остались у меня. Кроме них, пригласил еще несколько талантливых ребят. Сейчас вместе работаем.
- Удивительно: в Грузии в последние годы такая сложная обстановка - сужу об этом по прессе - казалось бы, не до театра, искусства вообще, а появляются молодые актеры, ставятся спектакли...
- Знаете, когда я здесь, в России, читаю прессу, то начинаю сильно переживать: как на моей родине все плохо! А когда возвращаюсь в Тбилиси - рестораны полны, люди свободно гуляют по улицам, атмосфера достаточно жизнерадостна. Что спектакли - новые театры открываются! И они не пустуют, хотя, как правило, билеты очень недешевые. За последние 10 лет в Грузии поставлено больше спектаклей, чем за 20 предыдущих. Остались служить искусству только те, кто действительно любит его, так как в нынешних условиях жить на скромную актерскую зарплату, работая при этом практически круглые сутки, очень тяжело. Не хочу никого осуждать, наверное, журналистам какие-то ситуации видятся несколько иначе, чем обычным людям. Я и сам очень болезненно воспринял всю эту историю с распадом СССР и с тем, что последовало после 1991 года. Думал, как многие, как и вы, наверное, что театр никому теперь будет не нужен. Оказалось, нужен...
- Политические спектакли ставите?
- Считаю, театр должен и развлекать, и воспитывать одновременно. Но это не значит, что обязательно нужно ставить политические спектакли. У сцены другой язык. К тому же мои соотечественники настолько политизированы, как, кстати, и во все времена, им и вне храма Мельпомены, думаю, хватает всего этого. У нас в Грузии в настоящее время более 100 с лишним партий. Что, конечно, сильно сказывается на отношениях между людьми.
Я вспоминаю чемпионат мира по футболу, проходивший в Чили. В составе советской сборной играли несколько грузин. Они пригласили и меня поехать, поддержать команду. А в Чили я познакомился с одним нашим эмигрантом, и он зазвал меня в гости. Спрашиваю: много вас тут? Еще, говорит, одна семья. Общаетесь? Нет. Почему? Мы в разных партиях состоим. До сих пор не могу понять, как такое может быть. Вот и теперь, к сожалению, в моей замечательной стране очень сильны внутренние противоречия. Но между русскими и грузинами их не должно быть. Между нами связи многовековые, очень крепкие. Надеюсь, переживем все невзгоды, выдержим, еще крепче станем дружить.
- На нынешние гастроли в Петербург, а весной в Москву вы привезли один из самых знаменитых своих спектаклей - "Кавказский меловой круг". Признаться, я не думала, что он еще жив, ведь поставлен более 20 лет назад!
- Если точно - 27 лет назад. За это время изменился, и не один раз, состав исполнителей. Кроме одного: в главной роли по-прежнему народный артист СССР Ромаз Чхиквадзе. Мы уже перестали было играть спектакль. Как вдруг случился распад государства, в котором мы родились и выросли, в Грузии начинается очень сложная десятилетка. Получилось, что события, происходящие в "Кавказском меловом круге", прежде казавшиеся мифическими, стали реальностью. И пьеса уже по-другому зазвучала для грузин. Стали вновь ее играть. Вот третье поколение зрителей побывало на этих спектаклях.
- Вы ставите спектакли во многих театрах мира, в том числе оперных...
- Последняя оперная постановка была довольно давно. После "Евгения Онегина" в Италии и "Ивана Грозного" в Самаре я взял паузу в работе над операми, чтобы заняться наконец своим театром. Мои актеры и так очень ревнуют, когда уезжаю и ставлю "где-то на стороне". Почувствовал, что наступил такой момент, когда уезжать больше не должен. Нельзя, чтобы театр был без главного режиссера. Когда он уходит или умирает, театр медленно расползается и в итоге прекращает свое существование.
- Коллеги считают вас очень добрым, мягким человеком. С актерами во время репетиций вы такой же? И как удается доброму человеку "держать в кулаке" такой большой коллектив, как Театр Руставели?
- Наверное, не совсем добрый, раз удается. Скорее, помнящий добро. Стараюсь не быть злым, не создавать напряженной атмосферы. Я люблю артистов, с которыми работаю. На репетиции кулаком не стучу - не умею. Есть такие режиссеры, что все дрожат, как только они появляются. Я - нет, остаюсь самим собой.
- Чем-то, видимо, еще увлекаетесь, помимо театра, каким-то образом снимаете накапливающуюся нервную усталость?
- Ничем больше не увлекаюсь. Я человек, который все отдал театру, и всю жизнь очень сожалею об этом.
- Сожалеете? Но почему?
- С семьей редко бываю. У меня жена, два сына, недавно появилась внучка. Сыновья, как в детстве, так и сейчас, видят меня редко. Не удается уделять им время. Вот нынче собирался в дорогу, чтобы ехать в Петербург, так дома со мной никто не разговаривал - разобиделись.
- А что, кроме театра, поддерживает вас в жизни?
- Опять-таки моя семья. И то, что не могу все сразу объяснить из происходящего на Земле. Это заставляет много думать, искать соответствующую пьесу. Ставить спектакль.
- Есть пьеса, к которой давно подбираетесь, но до сих пор не решились поставить?
- Хочу поставить одну малоизвестную пьесу Шекспира. Название не скажу, чтобы не сглазить. Года через два, возможно, начну работу над ней.




Каким будет выступление российской сборной по футболу на домашнем чемпионате мира? Ваш прогноз!