РЫБАЧИТЬ БУДЕМ ПО ПРАВИЛАМ

Перед Новым годом президент подписал закон "О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов". У граждан страны, которая омывается водами трех океанов и при этом сидит на безрыбье, появился шанс улучшить рацион питания.

Напомним, что сейчас в России потребление рыбы на душу населения вдвое ниже нормы рационального питания. При этом на прилавках большей частью импортные дары моря, а производство своих консервов сократилось в пять раз. Обиднее всего, что нам поставляют продукцию, выловленную нашими же рыбаками. И в родные порты российским судам заходить накладно - слишком велики поборы.
Рыбной отрасли последние годы вообще не везло. Она жила не по законам, а по указам и постановлениям временщиков. Чиновники старались ради себя любимых, и в итоге рыболовство стало одной из самых коррумпированных сфер экономики. Почти каждый год в ведомстве менялось руководство, но при этом уловы неизменно сокращались. Если лет 20 назад добывалось порядка 7 миллионов тонн рыбы, то в этом году хорошо, если выйдет 3 миллиона. Износ флота превышает 60 процентов. На морях процветает браконьерство.
В этих условиях закон о рыболовстве для отрасли - как спасательный круг. В Думе и Совете Федерации считают, что создан правовой механизм предоставления в пользование водных биоресурсов и промысловых участков, появилась возможность для прозрачного распределения квот на добычу.
КОММЕНТАРИЙ ЭКСПЕРТОВ
Александр МЕДВЕДЕВ, заместитель председателя Союза рыболовецких колхозов:
- Я один из тех, кто работал над законом о рыболовстве с 1993 года. А вообще его создание слишком затянулось. Конечно, во многом он получился декларативным, не содержит четких ответов на конкретные вопросы. Но мы подготовили их перечень и теперь будем форсировать принятие 47 нормативных актов - подзаконных. Часть должно принять федеральное правительство, а часть - Минсельхоз.
Кроме того, мы предложим правительству снизить налоговые нагрузки на отрасль. Например, за тонну горбуши сейчас рыбаки платят 3,5 тысячи рублей: сначала 10 процентов, а затем в течение 3 месяцев - остальное. Мало того, что фискальные платежи не маленькие, так деньги бывает надо отдать, когда улов еще не реализован. Между тем отрасль и так сидит без средств. Приведу два примера. Перерабатывающая база у нас на Дальнем Востоке, где сильнее всего подорожали энергоресурсы, и теперь на них приходится треть цены каждой банки консервов. А раньше было 10 процентов. На Балтике другая беда - там тонна дизтоплива сейчас стоит 500 долларов. Поэтому две трети рыболовецких колхозов уже прекратили промысел кильки и салаки.
Александр БЕЛЯКОВ, первый зампред Комитета по природным ресурсам и природопользованию Госдумы:
- Мы так долго не могли принять этот закон, потому что ангажированные рыбным теневым рынком чиновники этому яростно сопротивлялись.
Пусть этот закон несовершенен, но он систематизирует государственный подход к отрасли, дает определение управлению рыболовством. А дальше - этап конкретизации. В 2005 году намечено принять законы о прибрежном рыболовстве, обороте ценных пород рыб и икры. Так постепенно, принимая законы прямого действия, мы и наведем порядок в этом секторе экономики.
Попутно надо вносить изменения в Таможенный кодекс. Ведь не лезет ни в какие ворота сегодняшняя практика. Как только рыболовецкое судно встает на рейде, на борт забираются аж 28 разных комиссий. Проверки могут длиться сколь угодно долго - поборы множатся, рыба портится. Надо, чтобы приходила одна комиссия и не более чем на 12 часов.