Кассовый хит вызывает неоднозначную реакцию у зрителей

Кассовый хит вызывает неоднозначную реакцию у зрителей

Такого в нашем кино давно не было... Толпы зрителей, осаждающие кинотеатры. Разобранные на сутки вперед билеты. Пустующие залы с американскими “Хрониками Нарнии”... Виной всему - фильм “Дневной дозор” - он установил новый рекорд по кассовым сборам, собрав за девять дней проката 20 миллионов 300 тысяч долларов. “Дневной Дозор” опередил по количеству зрителей и кассовым сборам как “Девятую Роту” Федора Бондарчука, так и “Ночной Дозор”.

“Дневной дозор” был выброшен на экраны в количестве 500 копий - тоже неслыханная для современного российского экрана цифра. Такое практиковалось раньше только в дни всесоюзных премьер. Картина демонстрируется в 500 кинотеатрах России и широким прокатом идет на Украине, в Казахстане и странах Балтии. За десять дней ее посмотрело 5 миллионов 100 тысяч зрителей.

Мы попросили поделиться первыми впечатлениями об этом амбициозном и, конечно, не однозначном кинопроекте наших экспертов.

Антон МОЛЧАНОВ, секретарь Союза писателей Москвы:

- Сам я фантаст, а кинофантастику не люблю. От современной американской скучно делается, а про нашу... ну, что сказать? После “Соляриса” и “Сталкера” ее практически и не было. И вот свершилось. Вышел “Ночной дозор” - настоящий российский блокбастер. А теперь - еще один, и оба фильма я посмотрел сразу. И оба раза не пожалел.

Тогда, в 2004-м, было просто очень любопытно. Ярко. Ново. Разочарование тоже было: от сумбура, от чрезмерного шума закадрового, от явной незавершенности. Сегодня впечатление намного лучше. Не скажу, что Бекмамбетов прыгнул выше головы или сделал все по-другому - нет. Я даже в курсе, что многие кадры “Дозора-2” были сняты еще до выхода “Дозора-1”, то есть это по сути один большой фильм, просто выходящий по частям. Оно и понятно: работа титаническая и недешевая плюс грамотный маркетинг - зрителя надо томить ожиданием. И даже премьера в новогоднюю ночь, рассмешившая многих своей нелепостью, в итоге не просто оправдала ожидания прокатчиков: лента пошла на рекорд...

Что особенно хорошо? Фильм масштабнее, эффектнее, точнее сделан технически. Практически нет претензий к оператору, компьютерной графике и монтажу. Непрерывный поток аттракционов завораживает и восхищает. И автомобиль по стенке ездит натурально, и Останкинская башня падает очень правдоподобно. И сюжет получился куда более внятным: начало с Тамерланом блестяще найдено, понятно, за кем бегают и что ищут. Концовка вопросов не вызывает - словом, склеились две половинки. Что плохо? То же, что и раньше. Нет глубины психологизма у персонажей, нет судеб, философия поверхностна и внутренне противоречива, общая стилистика чрезмерна жесткая, резкая, давящая, пауз не хватает... Но, помилуйте! Это же всё претензии не к фильму, а к жанру. Не нравится - не ешь.

Радует же больше всего то, что публика, которая посмотрит этот, как некоторые считают, “голый экшн”, станет читать Лукьяненко, а в книгах его, уж поверьте, есть над чем задуматься - все-таки ученик Стругацких, о чем не устает повторять. Так что серьезные его поклонники и до классиков непременно доберутся. А это уже по-настоящему хорошо. Ведь главное достоинство нашей фантастики именно в том, что она всегда учила и будет учить думать.

Юрий БОГОМОЛОВ, киновед, кандидат искусствоведения:

- В беспрецедентном зрительском успехе “Дневного дозора” отрадно то, что он достигнут отчасти на чужой территории - на территории Голливуда. Российскими кинематографистами создан очередной кассовый боевик, а ведь еще пять, десять лет назад мы обреченно повторяли, что никогда нам не сделать ничего похожего на американские прокатные хиты. Что наш путь - это авторское, психологическое кино, основанное на анализе внутреннего мира человека. Но мне уже тогда казалось, что если у нас возникнет настоящая рыночная инфраструктура, то нам подойдет именно американская модель кино. По той простой причине, что у нас по-прежнему огромный внутренний рынок.

Здесь надо заметить, что американское кино в своей массе не национальное, оно - наднациональное. Американские блокбастеры - это тот формат, который сполна удовлетворяет массовые стереотипы, массовые вкусы. Этим он и берет другие народы. Едва в какой-либо стране откупоривается для внешнего мира киносеть - например, в Индии, Иране, Ираке, - туда сразу же вламывается американское кино. Почему бы за этот кинорынок не побороться и нашим фильмам?

А разговоры о том, что массовое кино убьет авторское, - это все пустое. Просто в кино, как и в других областях художественной деятельности, постепенно происходит некая рокировка жанров. “Низкие” жанры становятся ведущими, а “высокие” занимают скромное место в скобках, на полях массовой культуры. Может, это и печально, но это уже претензии к цивилизации, к ее ходу. Но я уверен, что массовая культура не выживет без культуры элитарной. И наоборот. Им не жить друг без друга, как поется в одной популярной песне. Лично мне все эти “Дозоры” глубоко неинтересны. Но я готов уважать интересы тех, кому кино такого рода нравится.